Введение

         Большинство людей не осознают того, что их индивидуальное восприятие действительности является формой искажения этой действительности. Искажение это всегда уникально. Взаимодействие десяти, например, сотрудников - это взаимодействие трех искаженных реальностей с укоренившимися десятью различными технологиями искажения. Чтобы их совместная деятельность стала продуктивной, им приходится так или иначе согласовывать между собой реальность, в которой они взаимодействуют. Чем больше реальность согласована "жителями одной территории", тем проще им договориться о кратчайшем совместном движении по общей территории. Слабо согласованная реальность вынуждает тратить больше времени и сил.

 

         Чтобы осознать собственные искажения, человеку необходима обратная связь. Необходима потому, что с его точки зрения, искажение – это проблема других, а не его. Так уж устроен человек, что ему проще пытаться переделать мир под свои мозги, чем признать необходимость подстроить их под него. И все же приходится приспосабливаться.

         Чем больше людей участвуют в одном деле для получения некого общего продукта, тем больше насилия над собой надо терпеть для подстройки под чужие реальности. Но если в организации нет ни одной совместно прорисованной карты реальности – территории, значит нет и самой организации.

Цель данной деловой игры:

  1. Главная цель – выработка навыка объединения индивидуальных представлений об управленческом консультировании в общекомандное рабочее понятие с ключевым технологическим словом "и".
  2. Частные цели: приобретение навыка по вырабатыванию собственных представлений по ключевым понятиям науки управления; выработка навыка согласования, объединения вместо конфронтации и отрицания; использование возможности научиться присоединяться к групповому решению и признание новых ценностей.
  3. Понятие определяется через ближайший род и видовые отличия.
  4. Определение должно быть соразмерным.
  5. Видовым отличием должен быть признак или группа признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же роду.
  6. Определение не должно содержать круга, т.е. определяемое понятие не должно определяться посредством такого понятия, которое само становится ясным только посредством определяемого понятия.
  7. Определение не должно быть только отрицательным.
  8. Определение не должно быть логически противоречивым.
  9. Определение должно быть ясным и четким


  


Этапы и шаги деловой игры

1 этап

Индивидуальная разработка определения

понятия "управленческое консультирование"

         Вы должны, не заглядывая в учебник и конспекты, не спрашивая мнения коллег, самостоятельно ответить на вопрос – что такое управленческое консультирование для Вас лично? Характер и стиль Вашего определения – это дело Вашего вкуса, свой ответ запишите.

         Разрешите выразить Вам признательность, что Вы сумели расширить представление человечества о таком интересном аспекте его деятельности, как управленческое консультирование! Вы зафиксировали свое рабочее представление о том, что такое, по Вашему мнению, управленческое консультирование. Это определение и есть единственно верно ... для Вас. Вы подозреваете, что есть и иные определения и представления, насколько они будут совпадать с Вашими?

Длительность этапа – 10 минут.

2 этап

Составление объединенного определения в парах

         Попросите одного из коллег – членов Вашей студенческой группы присоединиться к Вам для разработки совместного определения.

         Поздравьте Вашего коллегу с тем, что он тоже внес замечательный вклад в сокровищницу управленческой мысли человечества!

         Используйте экспертный материал по данному вопросу.

Экспертный материал №1

Правила определения понятий

  1. Понятие определяется через ближайший род и видовые отличия.
  2. Определение должно быть соразмерным.
  3. Видовым отличием должен быть признак или группа признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же роду.
  4. Определение не должно содержать круга, т.е. определяемое понятие не должно определяться посредством такого понятия, которое само становится ясным только посредством определяемого понятия.
  5. Определение не должно быть только отрицательным.
  6. Определение не должно быть логически противоречивым.
Определение должно быть ясным и четким

         Сложите два определения вместе, соблюдая правило сложения или дополнения, но ни в коем случае не вычитания. Не старайтесь непременно переубедить коллегу. Не стремитесь победить в споре с ним! Просто приплюсуйте Ваше определение к его определению и отнеситесь к такому объединению как к эксперименту. Запишите объединенное определение.

         Итак, что же Вы получили и в чем смысл проделанной выше процедуры? Вы получили совместное решение о том, что такое управленческое консультирование. Вы и Ваш коллега договорились, что понимается под этим понятием. Две картинки, отражающие представления двух разных людей об общепринятом понятии, более или менее определены. Было ли сразу достигнуто полное взаимопонимание?

Теперь надо понять, насколько Вы и Ваш коллега привержены этому совместному решению (преданный, сторонник ярый).

Проставьте процент (от 0 до 100%), отражающий уровень Вашей приверженности определению, составленному Вами совместно с коллегой, и выясните, насколько привержен к совместному определению Ваш коллега. Если Вы с коллегой достигли оба 100% приверженности совместному определению, то вас надо поздравить с таким умением согласовывать решения. Но если приверженность кого-либо из вас меньше 70%, это означает, что имеет место рассогласованность в представлениях. Стоит попробовать доработать совместное решение. Как показывает опыт, в большинстве случаев невысокая приверженность совместно данному определению означает, что партнер по разработке убедил своего коллегу все-таки отказаться от пары слов в этом определении, которые почему-то особенно ему дороги. Скрепя сердце, разрешите ему приплюсовать свои несколько слов к определению. Возросла его приверженность результату вашей совместной разработки?

Итак, Вы получили навыки согласования, прояснили изучаемое понятие.

Длительность этапа – 10 минут.

3 этап

Составление конкурсного фирменного определения в группах

         Попросите одну из пар присоединиться к вам для выработки совместного фирменного группового определения. Исходя из численности группы студентов, число пар может быть различным, и число "четверок" тоже. При численности от 20 до 30 человек число пар будет соответственно от 10 до 15, число "четверок" от 5 до 7-8. Итак, команда в четыре человека определяет для себя, чем же является управленческое консультирование. Методика работы аналогична второму этапу, в результате вы получаете согласованное групповое определение. Запишите его. Навык согласования возрос, сущность понятия расширилась.

Длительность этапа – 10 минут.

4 этап

         Попросите одну из "четверок" присоединиться к вам для выработки совместного фирменного группового определения. Число команд-"восьмерок" может быть от 2 до 4. Команда из восьми человек определяет "золотое" определение понятия "управленческое консультирование". Определение должно отражать все интересы участников.

         На этом этапе группы из 8 человек получают экспертный материал по теме. Можно не сомневаться, что участники команды самостоятельно, без подсказок, наработают интересное определение управленческого консультирования. Однако дополнительная экспертная информация на этом этапе вряд ли помешает.

Экспертный материал №2

Банк определений по управленческому консультированию

Управленческое консультирование – это предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления.

Управленческое консультирование можно рассматривать либо как профессиональную службу, либо как метод, обеспечивающий практические советы и помощь.

Управленческое консультирование – связующее звено между теорией и практикой управления.

Управленческое консультирование – выполнение по заказу юридических или физических лиц работ по проведению анализа, обоснованию перспектив развития и использование научно-технических и организационно-экономических новшеств.

Консультирование – это творение и достижение окружающей среды, поддерживающее человека до тех пор, пока он не научится самостоятельно преодолевать трудности, вынуждающие его икать этой поддержки в силу зависимости от окружающей среды.

Консультирование – это проявление знаний, умений и поведенческих моментов, целью которых является оказание помощи людям в решении их собственных проблем, а в идеале – поощрение их на использование их же собственных средств.

Консультирование – это деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей организаций, физических лиц в исследовании проблем их функционирования и развития.

Консультирование – форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто отвечает за это.

         Итогом работы является формулировка определения "управленческое консультирование". Таких определений в студенческой группе, в зависимости от ее состава может быть от 3 до 4. Определение должно быть оформлено письменно и передано в конкурсную комиссию.

Длительность этапа – 10 минут.

Этап 5

Подведение итогов конкурса на лучшее фирменное определение

         Конкурсная комиссия должна состоять из преподавателя и самых уважаемых представителей от каждой подгруппы. Учитывая "Экспертный материал №1", комиссия на основе имеющихся 3-4- определений составляет/выбирает фирменное определение управленческого консультирования.

         Подводятся итоги деловой игры.

Длительность этапа – 10 минут.

Заключение

         Неизмеримо более ценно, чем усвоение формулировок в готовом виде, приобретение навыка по вырабатыванию собственных представлений ключевых понятий. Отличные результаты дает совместная работа, ключевое действие которой – согласование.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top