Содержание

Введение: назначение, цели и методы дисциплины………………………………………………   4

  1. Фрагменты учебного плана и графика изучения дисциплины……………...….…………..7
    1. 1. Очное обучение………………………………………………………………………………. 7
    2. 2. Заочное обучение……………………………………………………………………………...8
  2. Программа дисциплины «Стратегический менеджмент»………………………..…………9
  3. Положение об итоговой аттестации:…………………………………………………………..10
  • контрольные вопросы…………………………………………………………………….…….11
  • тесты оценки знаний……………………………………………………………………….…...13
  1. Список учебно-методической литературы……………………………………………………16
  2. Рекомендации для студентов по изучению дисциплины…………………………...………16
    1. 1. Формы и содержание контрольных (курсовых) работ………………………………...…..16
    2. 2. Комплексная учебно-практическая проблемная ситуация

       «Компетентность руководителя и жизнеспособность предприятия»……………………..18

6. Необходимость управления изменениями в организации

   Анализ видеосюжета «Современный менеджмент: необходимость изменений»…………26

6.1.Модели и методы теории управления проектами стратегического развития

на этапе постановки общих целей………………………………………………………………..30

6.2. Анализ внешних и внутренних факторов изменений………………………………………40

6.3. Диагностика стратегических разрывов и ранжирование проблем………………………...52

Ключевые выводы

7. Инструментарий стратегического планирования организационных

изменений…………………………………………………………………………………………….63

7.1. Планирование системы целей предприятия и проекта изменений………………………..63

7.2. Разработка стратегий и планов достижения целей…………………………………………67

7.3. Проектирование структуры организации и ее изменений…………………………………74

8. Планирование процесса реализации проекта организационных

изменений…………………………………………………………………………………………….85

     8.1. Методы управления процессом реализации проекта………………………………………85

     8.2. Формирование команды проекта…………………………………………………………….96

     8.3. Контроль и оценка процесса реализации, эффективности и

результативности проекта…………………………………………………………………………..102

Ключевые выводы

Заключение. Деловая игра «Моделирование командной (групповой) работы по запуску проекта организационных изменений». Демонстрационные видеосюжеты по темам…………………...110

Введение

Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении как методической, так и содержательной частей дисциплины "Стратегический менеджмент". Процесс совершенствования организации начинается со становления менеджера любого уровня в ней. Это невозможно без непрерывного развития личности как целенаправленного изменения. Поэтому результативный менеджер должен научиться управлению собой. Для этого следует овладеть знаниями, умениями и некоторыми практическими навыками не только менеджера, но и самообразования (учения) и обучения других (подчиненных, например).

            Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом конкурентного окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет понимание сути стратегических изменений в организации. Можно утверждать, что они представляют единый с работой процесс совершенствования обучения и самообучения персонала в организации, которая понимается как сумма компетенций (способностей) к изменениям ее персонала. Следовательно, обучение и работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей менеджера. Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном "корабля-организации", его штурманом, определяющим направление, рулевым выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом, управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений разного рода.

            Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя, наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего типа. Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное обучение в направлениях идеального видения будущего состояния организации, умения предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа. Разрыв характеристик будущего и текущего состояния определяет напряженность планов и главные проблемы.

            Такие когнитивные модели служат основой новых методологий образования и управления организацией. В течение 16–20-го веков преобладали технологии развития предприятия и методы традиционного обучения персонала, предполагавшие прямую трансляцию опыта, знаний от наставника к ученику без создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного копирования стандартно-рациональных решений. Создание культуры самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов и перейти к технологиям управления знаниями как способам непрерывного развития.

            Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет готовить хороших специалистов для репродуктивной (копирующей) деятельности. Соединение обучения и учения (самостоятельной работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение (запоминание) материала. За это в отечественной практике обычно выставляется оценка "удовлетворительно". Хороший слушатель добивается уровня понимания (может сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических ситуаций). Отличная оценка нередко выставляется за достижение уровня владения материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы стать эффективным и компетентным специалистом.

            Чтобы выжить и развиваться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры должны не только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных знаний, информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с внешним окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения, либо системы управления организацией как динамические системы управления, то на их входе (на этапе диагностики и анализа) необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как наши возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах мира?, готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на принципы устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других видах деятельности?, совпадают ли наши устремления в части идеального видения будущего?, насколько индивидуальные ценности согласованы с организационными?

            В процессе управления проектом перехода в направлении установок идеального видения (на этапах планирования и реализации проектов) разрабатываются и реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более реальное целеполагание с ответами на следующую группу вопросов: поддерживается ли устремления работников к обучению и полному раскрытию их потенциала?, готовы ли мы к новому миропониманию в части ограничений по знаниям, культуре и другим ресурсам?, что следует изменить в системе управления?

            На выходе системы управления организацией, когда оцениваются результаты процесса обучения, самообучения и развития, необходимо получить ответы на последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в процессе перехода к новому состоянию?, каковы конкретные целевые задания, показатели, нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и конечных измеряемых результатов процессов самообразования изменения?, дает ли система менеджеров, способных эффективно изменять себя и персонал в направлениях видения организации?, Соблюдены ли основные критерии экономической эффективности проекта управленческого развития?

            Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого и настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая (противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависит от прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".

            В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что главная информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а на ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется обучаемый менеджер, его организация в среду окружения их деятельности? При этом преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения обучаемого и организации в направлениях большего согласования их видения и целей, чтобы Слушатель «научился учиться», развил стратегическое мышление.

            Материалы данного учебно-методического комплекса предназначены для слушателей Президентской программы специализации «Стратегический менеджмент». Пособие позволяет организовать активные формы овладения умениями и навыками работы руководителя и разработчика проекта организационного развития.

            В итоге успешного овладения дисциплиной Вы сможете:

  • оценить различия людей и организаций в восприятии и реагировании на изменения внешней среды;
  • определять внешние и внутренние факторы прогресса в реализации изменений, его движущие и сдерживающие силы;
  • анализировать ситуацию управления и определять главные проблемы организации (предприятия);
  • выбирать методы изменений в зависимости от их ожидаемой сложности;
  • проектировать и осуществлять проекты организационных изменений.

Взаимосвязь и состав разделов дисциплин общего менеджмента представлены на структурно-логической схеме (рис. 1,2). Руководствуясь ею, а также учебным планом изучения дисциплины, можно составить алгоритм изучения курса. В него должны как блоки войти все формы учебной нагрузки, предусмотренные учебным планом, а также взаимосвязь и последовательность освоения отдельных тем. Очевидно, что стратегический менеджмент является комплексной дисциплиной, использующей методологию и методы ряда ранее преподававшихся дисциплин.

 

Скачать Учебно-методический комплекс, рабочая тетрадь по практическим занятиям и методические указания по выполнению курсовой работы (проекта)  для слушателей  Президентской программы подготовки кадров

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top