СВОБОДНЫЕ  ДИКТАНТЫ                                                      4  класс

79-К    В  погож..й  летн..й  день  в  чащ…  леса  у  лосих…  родился  лосёнок. 

            Лосиха  была  огромн… ,  больше  домашн…й  к..ровы.  шерсть  у  неё  сер… ,  жёстк… ,  как  щетина.  Лосёнок  родился  мал..ньк…,  рыж..ньк…,  совсем  как  домашн…  т..лёнок.  но..ки  тон..ньк…-тон..ньк… - кажется,  на  таких  и  ст..ять  нельзя:  с..йчас  переломят?ся. 

            Мать  и  сын  л..жали  у  руч?я,  в  густых  ольхов…  зарослях.                Г. Скребицкий

 

 

Осенью  в  лесу                                         

Среди  редких  берёз  прячутся  в  траве  крепкие  боровики.  Розовеют  мокрые  сыроежки.  Краснеют  нарядные  мухоморы   в  ельнике  растут  скользкие  грузди.  На  низких  пнях  жмутся  друг  к  дружке  опята  на  тоненьких  ножках.  Вышел  на  край  болота  лось.  Поднял  голову  с  тяжёлыми  рогами,  заревел.  Ранним  утром  далеко  слышен  грозный  рёв  лесного  богатыря.  Страшно  робкому  зайчишке.  Всё  вокруг  жёлтое,  а  у  него  шубка  уже  побелела.  Ждёт  бедняжка,  когда  выпадет  снег.         (69 слов)

План

1.  Грибы.                 2.  Лесной  богатырь.                     3.  Робкий  зайчишка.

 

Стыдно  перед  соловушкой                     

            Настя  и  Люда  живут  в  деревне  Ольховка.  Однажды  в  летний  день  подружки  пошли  в  лес  за  ягодами. 

После  долгой  дороги  девочки  присели  под  берёзкой  отдохнуть.  Расстелили  на  травку  полотенце  и  стали  обедать.  Закончили  обед.  И  вдруг  в  кустах  звонко  запел  соловей.  Они  слушали  прекрасную  песню,  даже  не  шевелились. 

            Соловей  перестал  петь.  Настя  собрала  остатки  еды  и  бросила  под  куст  малины.  А  Люда  завернула  в  газету  скорлупки,  хлебные  крошки  и  положила  в  сумку.  Стыдно  было  перед  соловушкой  оставлять  мусор  в  лесу.                                                          (83 слова)

 

                                                           Мурзик                                            

            Мурзик – белый  мохнатый  щенок  с  чёрными  ушами. 

            Однажды  мы  ушли  на  Глухое  озеро.  Мурзика  оставили  на  верёвке  у  забора.  На  Глухом  озере  мы  пробыли  четыре  дня.  вдруг  среди  ночи  при  свете  костра  мы  увидали  морду  Мурзика.  Пёс  визжал  от  радости.  На  шее  болтался  обрывок  верёвки.  Собака  дрожала.  Глаза  покраснели  от  трудной  дороги,  а  на  шерсти  налип  репей  и  всякий  мусор. 

            Мы  дали  бедняге  мяса  из  банки.  Мурзик  наелся,  лёг  около  палатки  и  крепко  заснул.  Он  тяжело  вздыхал  от  усталости.                                                                         (80 слов)

 

                                                           Снежинки                                                              

            Снежинки  родились  высоко  в  небе  в  тучке.  Полетели  они  к  земле  белой  стаей.

В  деревнях  и  в  сёлах  им  очень  обрадовались.  Ведь  снег  бережёт  от  стужи  всходы  озимых  хлебов.  А  ещё  можно  быстро  и  весело  мчать  по  гладкому  санному  пути.

В  городе  против  снежинок  повели  борьбу.  Счищали  снег  лопатами,  мели  метлой,  увозили  на  машине.  На  улице  чернел  асфальт.  Ясно,  что  на  трамвае,  легковой  машине,  на  автобусе  трудно  ездить  по  снежной  дороге. 

Зато  и  в  городах,  и  в  деревнях  детвора  строила  снежные  крепости  и  горки,  лепила  снеговиков  и  играла  в  снежки.                                                                                           (93 слова)

 

                                                           Река  стала

            Было  чудесное  утро.  Мороз  сковал  реку.  К  речке  с  радостным  криком  побежали  мальчишки  со  всей  деревни.  Они  бросали  камни  и  палки для  проверки  прочности  льда.  Лёд  был  крепкий.

            Трое  ребят  стали  бегать  по  самой  середине  речки.  Лёд  был  скользкий.  Один  мальчик  упал.  На  него  упали  другие.  Лёд  не  выдержал  тяжести  и  затрещал.  Дети  очутились  в  воде.  Они  цеплялись  за  тонкий  лёд  и  скоро  совсем  выбились  из  сил. 

            На  берегу  появился  мужчина.  Он  пополз  по  льду  и  толкал  впереди  себя  длинную  доску.  Ребята  ухватились  за  край.  Это  было  спасение.                         (90 слов)

И З Л О Ж Е Н И Я

Родничок                                   

            Коля  и  Шурик  приехали  летом  в  деревню.  Они  любили  бродить  по  лесу.  На  краю  леса  бил  ключ.  Сухие  листья,  песок,  сучья  засыпали  его. 

            Мальчики  очистили  родник.  Коля  поправил  желобок,  а  его  друг  приладил  кружку.  Теперь  каждый  мог  испить  холодной  воды.  Заблестел  ручеёк.  Быстро  текли  по  ложбинке  серебряные  струйки  живительной  влаги. 

            Первой  гостьей  родничка  стала  бойкая  птичка.  Она  села  на  желобок  и  уронила

 клювик  в  струйку  воды.  Птичка  выпила  первую  каплю  чистой  водицы.                      (73 слова)

Река

            В  лесной  прохладе  бьёт  из  земли  родник.  Он  образует  едва  заметный  ручеёк.  Быстрые  ручейки  впадают  в  речки.  Речки  отдают  свои  воды  реке.  А  река  несёт  их  в  море!

Нет  реки  без  имени.  И  нет  речного  имени  без  загадки.  Вот  река  Печеньга.  Её  имя  означает  «сосновая  река».  А    вот  небольшая  речка  Стрелица.  Её  назвали  так,  потому  что  она  образовала  мыс,  острый,  как  стрела.  Ручей  по  имени  Святой  хранит  память  о  том,  что  на  его  берегу  когда-то  был  небольшой  монастырь.  А  о  чём  говорят  имена  известных  тебе  рек  и  речек?

Издавна  человек  тянулся  к  реке.  Она  его  кормила,  поила,  защищала,    очищала,  служила  ему  надёжной  дорогой.  Все  старинные  города,  деревни  и  сёла  возводились  у  больших  и  малых  рек.                                                                                                           (110  слов)

 

                                               После  пожара

На  лесной  вырубке  случился  пожар.  Люди  погасили  огонь. 

Лесник  стал  обходить  участок.  Вдруг  он  услыхал  тихий  плач.  Около  пенька  лежал  колючий  комочек.  Правый  бок  обуглился.  Зверёк  привалился  к  холодной  земельке.  По  щекам  протянулись  две  влажные  полоски.  Ёжик  плакал.

Лесник  взял  беднягу  домой.  Он  смазал  бок  пахучей  мазью.  Ёж  больше  не  стонал.  Лесник  покормил  ежа  из  пипетки  молочком.  К  вечеру  он  вынес  больного  на  свежий  воздух.  Зверёк  сладко  уснул  под  шелест  дождя  в  моховой  постельке.  Теперь  дело  пойдёт  на  поправку.                                                                                                   (81 слово)

 

                                                           Зайчик

Маленького  зайца  сильно  потрепали  вороны.  У  зайчишки  была  сломана  лапка.  Она  болталась. 

Мы  принесли  беднягу  домой.  Заяц  бился  в  руках  и  вырывался.

Папа  достал  бинт,  завязал  малышу  ножку  и  посадил  в  ящик.  Мама  положила  туда  сена,  морковку,  поставила  мисочку  с  водой. 

Зайка  прожил  у  нас  целый  месяц.  Мы  ухаживали  за  зверьком,  и  ножка  зажила.  Зайчик  стал  выпрыгивать  из  ящика.

  Тут  и  зима  пришла.  Выпал  пушистый  снег  под  цвет  зайкиной  шубки.  Теперь  его  можно  было  выпускать  в  лес.  Так  мы  и  сделали.                                                        (82 слова)

 

258-С              Я  видел,  как  приходит  зима.

            Сижу  у  огня.  Слышу – идёт  зима,  большая,  белая,  тихая.  Я  поглядел  вверх.  Тяжёлая  туча,  как  корабль,  наехала  на  высокую  сосну,  и  полетели  из  тучи  белые  перья.  Забелела  трава.  Огромный  муравейник  с  зелёной  травой  по  краям  стал  похож  на  белую  лысую  голову  с  зелёными  волосами.

            А  снег  идёт  и  идёт.  Вот  на  шапке  сугробец,  на  воротнике.  На  глазах  белеют  все  чёрные  бугорки.  Всё  вокруг  словно  в  белом  молоке.  Падает,  падает  снег…

Вот  так  и  приходит  зима.                                                                                            По  В. Пескову  

 

105-К             Костя  принёс  в  класс  пучок  тонких  прутиков  багульника  и  поставил  в  банку  с  водой.  Каждый  день  Костя  менял  воду.

            Однажды  прутики  зацвели.  Они  покрылись  маленькими  светло-лиловыми  цветами,  похожими  на  фиалки.  Из  набухших  почек-узелков  прорезались  листья,  светло-зелёные,  ложечкой.  А  за  окном  ещё  поблёскивали  кристаллики  уходящего  последнего  снега.

            Ребята  толпились  у  окна.  Разглядывали.  Старались  уловить  тонкий  сладковатый  аромат.  Спрашивали,  что  за  растение  и  почему  оно  цветёт.  Все  подумали,  что  Костя  волшебник.

1.  Определи  тему  и  главную  мысль  текста.                                             

2.  Составь  план  и  напиши  изложение.

 

58-К                             Краткое  изложение

            На  птичьем  рынке я  купил  клеста.  Дома  поставил  клетку  на  окно.  Чтобы  клёст  мог  поглядеть  на  улицу.

            Это  был  клёст-сосновик.  Какой  же  он  красивый!  Перья  кирпияного  и  клюквенного  цвета.  Клюв  крестообразный.  Вехняя  часть  клюва  загнута  вниз,  а  нижняя  вверх.  Лапы  белые.

            Клёст  гордо  сидел  на  жёрдочке,  как  командир  на  коне.  Я  бросил  в  клетку  семечко  подсолнуха.  Командир  соскочил  с  жёрдочки,  взмахнул  клювом – семечко  разлетелось  на  две  половинки.  А  командир  снова  взлетел  на  своего  деревянного  коня. 

            Я  придумал  клесту  хорошее  имя – Капитан  Клюквин.  В  имени  был  отмечен  и  командирский  нрав,  и  крепкий  клюв,  и  красивый  цвет  оперения.

            Утром  клёст  запел.  Песня  началась  глухо,  незаметно.  Послышался  тихий  и  печальный  звук «тиууу-лиууу».  А  после  зазвенели  колокольчики,  словно  от  жаворонка,  и  трели, как  у  певчего  дрозда. Оказывается,  Капитан  Клюквин – настоящий  певец.

 

1.  Определи  тип  текста,  его  тему  и  главную  мысль.  Подбери название.

2.  Подготовься  к  письму  по  памяти  описания  оперения  клеста,  его  командирской  позы   

     и  песни. 

3.  Составь  план  текста.  Кратко  передай  содержание  рассказа.

 

                                     С О Ч И Н Е Н И Я

 

259-С              Сочинение  по  картине  В. Пластова  «Первый  снег»

 

           Создай  по  картине  художника  свою  словесную  рактину.  Рисуй  то,  что,  как  тебе  кажется,  чувствуют,  видят  дети.  Хочешь – дай  им  имена.  Пиши  о  них так,  как  чаще  всего  пишут  писатели:  переживая  всё  за  героев,  но  от  III лица  (не  Я,  а  ОНИ).

Можешь  начать  предложением  с  прямой  речью.

            «Снег!» – закричали  ребята  и  выбежали  на  крыльцо. 

 

Вокруг…        Кругом…        Вот  уже…        А…       И  вот…                         

 

 

120-К             Сочинение  по  картине  И. Грабаря  «Февральская  лазурь»

 

            Картина  И. Э. Грабаря  «Февральская  лазурь» – это  гимн  белоствольным  берёзам, сверкающему  февральскому  небу.  Художник  часто  вспоминал  то  солнечное  февральское утро,  когда  возник  замысел  картины,  Природа  казалось праздновала  какой-то  небывалый  праздник – праздник  лазоревого  неба,  жемчужных  берёз, коралловых  веток  и  сапфировых  теней  на  серебряном  снегу.

 

1.  Какие  прилагательные  употребил  художник  для  описания  природы?  Что  они  обозначают?

2.   Расскажи,  что  необыкновенного  увидел  И. Э. Грабарь  солнечным  февральским утром.

3.  Рассмотри  репродукцию  картины.  Составь  рассказ  о  том,  какое  впечатление  произвела  на  тебя  эта  картина.

 

170-К             Сочинение  по  картине  И. Левитана  «Март»

Мартовский  солнечный  денёк.  Ласково  греет  весеннее   солнце.  От  тающего  снега  веет  прохладой.  Всё  сверкает  на  солнце:  голубизна  неба,  жёлтые  стены  дома,  зелень  сосен,  голубые  тени  на  снегу.  Стволы  деревьев  тянутся  вверх   а  их  набухшие  верхушки  создают  воздушность  картины.  Кажется,  всё в  лёгком  движении:  и  верхушки  деревьев  и  лапы  старых  сосен   и  тень  распахнутой  двери .  Картина  полна  света   воздуха.

 

Как художник  даёт  нам  почувствовать  приближение  весны?

А  вы  почувствовали  свежесть  воздуха,  полноту  солнечного  мартовского  дня?

 

Напиши  текст-описание  картины.

Составь  план  сочинения.  Обдумай  содержание  каждой  части. 

В  заключительной  части  вырази  своё  отношение  к  картине.  Если  желаешь,  поспорь  с  художником.

 

                        Сочинение  по  картине  А. Саврасова  «Грачи  прилетели»

            Эту  картину  написал  Алексей  Кондратьевич  Саврасов.  Какое  хорошее  у  неё  название!  Словно  радостная  весть.

            На  первом  плане  художник  нарисовал  грачей.  Птицы  заняты  важным  делом.  Они  спешат  построить  жильё.  В  центре  картины  кривые,  изогнутые  берёзы.  Не  щадили  их  метели.  На  заднем  плане  видны  крыши  сараев  да  церквушка.  А  дальше  простор  земли,  лёгкое  небо.

            На  холсте  не  увидишь  мрачных  тонов.  Цвета  голубые,  серые,  нежные. Полотно  полно  света,  свежего  дыхания  весны.  На  изгороди  трепещут  блики  солнца.  Эту  красоту  природы  увидал  Саврасов  в  тихом  уголке  русского  селения.  С  любовью  и  теплотой  он  показал  её  людям. 

 

22-К               Сочинение  по  картине  В. Серова  «Мика  Морозов»                                  

            Валентин  Александрович  Серов – прекрасный  мастер  портретной  живописи.  Его  картина  «Мика  Морозов» – один  из  лучших  детских  портретов  в  мировом  искусстве.  Всмотритесь  в  картину.

            Малыш  чуть  привстал  в  кресле.  Что-то  увидел  и  замер.  Курчавый,  вихрастый.  Черноглазый.  Поднял  тонкие  брови.  Приоткрыл  пухлые  розовые  губы.  Что  поразило  мальчика рано  утром?  Ещё  не  прибранный,  в  белой  ночной  рубашке,  готов  он  хоть  сейчас  вскочить…  миг  удивления.

            Художнику  удалось  этот  миг  подсмотреть  и  отразить  в  картине.

     По И. Долгополову

1.  Не  правда  ли,  художник  поведал  нам  целый  рассказ  о  мальчике?  Дополни рассказ  своим  впечатлениями  о  портрете.  А  что  могло  удивить  мальчика?  Выскажи  свои  предположения.

2.  Составь  и  напиши  свой  текст-рассуждение  на  тему  «Чем  запомнилась  мне картина  В. Серова  «Мика  Морозов».

 

209-К             Сочинение  по  картине  И. Левитана  «Весна.  Большая  вода»

И. И. Левитан  одну  из  своих  картин  назвал  «Весна.  Большая  вода».  На  ней  художник  изобразил  в..сенн..й  разли.. .  Ш..роко  разл..лась  вешн…  вода.  Смотришь  на  к..ртину  и  думаешь,  что  половодье  и  на  земле,  и  на  небе.  Всё  зат..пила  эта  тёмно-голубая,  и  светло-голубая,  и  голубовато-серая  вода.  В  прозрачной  воде  стоят  тонкие  деревца  и  отражают?ся  в  её  чистом  зерк..ле.  И  чудит?ся,  что  деревья  растут  сразу  и  вверх,  и  вниз.  Лёгкое  прикосновение  вет..рка  чуть  покачивает  отражение  берёзок.

 

1.  Что  ты  представил(а),  читая  текст?  Что  означает  слово  половодье?  А  как  понять  значение  4-го  предложения?

2.  Спиши  предложения  о  вешней  воде.

3.  Рассмотри  репродукцию  картины.  О  чём  ещё  можно  рассказать?  Составь  свой  текст  по  этой  картине.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top