Ь – хитрый  знак,
Не  сказать  его  никак!
Он  не  произносится,
Но  в  слово  часто  просится.
Почему  у  дома  угол  
Превратился  сразу  в  уголь
Без  пожара,  просто  так?
Это  сделал  Ь!    
 

   
    ОсенЬ,  ясенЬ,  денЬ,  сиренЬ,
    МедЬ,  медведЬ,  оленЬ,  тюленЬ,
    АпелЬсинка,  долЬка,
    РадостЬ,  новостЬ,  зорЬка –
    В  каждом  слове – мягкий  знак
    Почему-то  пишется…
    Если  вдуматься – пустяк,    
Отчего  же,  коли  так,
Без  него – не  дышится?
Что  за  «новост»?  Что  за  «ден»?
Это  что  за  «дребеден»?
Спотыкается  язык,
Он  к  такому  не  привык!
То  ли  дело:  НовостЬ.  ДенЬ.
КарамелЬка.  ЕлЬ.  ПелЬменЬ.
КалендарЬ.  ЯнварЬ.  БукварЬ.
ПятЬ.  ПятнадцатЬ.  ГосударЬ…
    Видно,  мягкий  знак  вписался,
    Чтоб  язык  не  спотыкался!                            Н. Пикулева

Что  за  буква,  кто  узнает:
Звука  не  обозначает,
Может  только  показать,  
Как  согласную  читать:
лес        кон        вес        хор
лось        конь        весь        хорь
зол        мол        шар        жар
соль        моль        шарь        жарь

Он  очень  вежлив Мягкий  знак:
Не  любит  споров  он  и  драк,
Во  всём  старается  помочь.
Он  в  слове  матЬ  и  в  слове  дочЬ.
Чтоб  никого  не  огорчить,
Он  всех  старается  смягчить:
– ИсправЬ – исправЬте,
ОставЬ – оставЬте.
Так  мягко  просит  Ь,
Что  отказать  нельзя  никак.

Будем  мы  всегда,  где  надо,
Ь  вставлять  в  слова,
Чтобы  хорЬ  не  стал  бы  хором,
КолЬя – Колей  никогда.


ДенЬ,  динЬ,  сон,  тенЬ,
Сыр,  сок,  лосЬ,  ленЬ,
Нос,  нёс,  рытЬ,  плытЬ,
Ком,  конЬ  шум,  шитЬ…
– Подчеркни,  в  каких  словах  написал  ты  Ь.

ДенЬ – денЬки,  пенЬ – пенЬки,
ОгонЬки  и  окунЬки,
ТенЬ  и  зеленЬ,  мелЬ  и  елЬ,
И  сосулЬка  и  капелЬ,
    Здесь  не  зря  во  всех  словах  
    Написали  мягкий  знак.
    Кто  из  вас,  ребята,  знает,
    Что  он  здесь  обозначает?

        Кто  лучше  считает?
    У каждого  ученика  2  сигнальные  карточки  со  знаками:  =  и  «больше»  (знаки  разного  цвета).  Если  число  букв  и  звуков  в  слове  совпадает,  ученики  показывают  знак:  =,  не  совпадает – «больше»:
    дом        конь        рысь        весна        угол        стол        день
    сыр        рис        соль        пальто    письмо    мост        дым

        Выборочные  диктанты
Зимние  заботы
Вьёт  метель  весь  зимний  день,
Чищу  снег,  отбросив  лень.
Глянь,  все  яблоньки  в  снегу –
Отыскать  их  не  смогу.

        Весенние  тревоги
Целый  день  звучит  капель,
В  гости  к  нам  пришёл  апрель.
Лишь  одна  у  нас  печаль:
Очень нам  Снегурку  жаль.

        Новый  солист
На  полянке  под  сосной
Собирался  хор  лесной.
Петь  кому?  У  зайца  корь!
Заменил  солиста  хорь.
    
Почему?
Брать  свои  тетрадки
Брат  не  разрешает.
Я  рисую  в  них  красиво –
Он  меня  ругает.

Игры  у  камина
Догорел огонь  в  камине,
Лишь  мерцают  угольки.
Мы  с  сестрёнкою  Мариной
Всё  играем  в  «уголки».
Нас  укладывают  спать –
Завтра  будем продолжать.

        Запретные  радости
Горько  мне  на  улицу
Из  окна  смотреть,
Горько  мне  ангиной
В  зимний  день  болеть.
Горка  ледяная  санками  звенит,
Голосами  звонкими  весело  шумит.

Народный  рецепт
Слил  картофельный  отвар,
Над  кастрюлькой - вкусный  пар.
Чтоб  не  пить  таблеток  воз,
Горло  парь  над  ним  и  нос.
        
Поторопись

Жарь  картошку  поскорей:
Жар  уходит  из  углей.
Станут  все  холодными –
Будем  мы  голодными.

        Отважный  капитан
На  рассвете  утром  рано
Шесть  друзей  пошли  в  поход.
Шест  в  руках  у  капитана,
Вот  отчаливает  плот.
Рана,  свежая  мозоль,
На  руке  мешает,
Но  мальчишка  терпит  боль,
Лихо  управляет.

Опять  полны  корзинки  у  ребят –
Пеньков  в  лесу  не  видно  от  опят.
Закончатся  осени  щедрой  деньки –
Под  снегом  заснут  одиноко  пеньки.

Что  мне  делать?  Словно  тень,
Ходит  лень  за  мной  весь  день!

     По  малину
Там  на  вырубке  пеньки,
А  вокруг -  малинка.
Привела  сюда  всех  нас
               
Хороша  в  деревне  банька,
Всех  нас  омывает.
Банка  с  квасом  в  погребке
Ждёт  нас,  поджидает.

Вот  моя  полка,  стоят  там  два  снимка:
С  маленькой  Женькой  танцуем  в  обнимку.
Полька  весёлая  нас  с  ней  кружила,
Полька  весёлая  нас  подружила

Режут  лёд  конь,  звеня,
Словно  крылья  у  меня.
Я  скольжу,  лечу  по  льду –
Не  беда,  коль  упаду.

Всё  короче  тень –
Это  значит:  скоро  день.
Тень  растёт,  уходит  прочь,
Это  значит:  скоро  ночь
    
        Кроссворд


1. Зуб  держу  и  дуб  держу,            2. Звенит  капель! Звенит  капель!
И  пенёк  с  опятами,                Вставай,  медведь,  пришёл  …!        
В  слове  прячусь  и  хожу
В  школу  я  с  ребятами.            4. Если  я  вверх  иду – и  они  вверх  идут,
                                Если  я  вниз  бегу – и  они  вниз  бегут!
3. Я  эту  загадку  в  карман  положу,         
    Достану  потом – на  себя  погляжу.    6. Всё  что  в  школе  задавали,
                                Мы в него  нарисовали:    
5. Я  морозов  не  боюсь!                    Кошку, стол, красивый дом –
     Ныряй  в  рукав,  я  застегнусь!            Зарисуем  мы в…!                              
            З а г а д к и
        Хоть  и  сладок  утром  сон,
Но  упорно  этот  звон
Каждый  раз  торопит  в  школу –
Как,  скажи,  зовётся  он?                    Будильник.

Волны  гладят  берега,
Говорит  он:  га-га-га,
У  водички  моет  лапки,
Чтобы  было  всё  в  порядке,
Щиплет  травку  день-деньской.
Подскажи,  кто  он  такой?                    Гусь.

Только  лето  наступает –
Белый  пух  над  ним  летает,
Ствол  его  всегда  высок.
Что  за  дерево,  дружок?                    Тополь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top