Ещё  А.С.Пушкин говорил  о  знаках  препинания.  Они  существуют,  чтобы  выделить  мысль,  привести  слова  в  правильное  соотношение  и  дать  фразе  лёгкость  и  правильное  звучание.  Знаки препинания – это  как  нотные  знаки.  Они  твёрдо  держат  текст  и  не  дают  ему  рассыпаться.
                                                       К. Паустовский


С е к р е т ы     о р ф о э п и и
В  повествовательном  предложении  голос  понижается  на  том  слове,  которое  является  главным  по  смыслу.
В  вопросительном  предложении  голос  повышается  на  том  слове,  в  котором  содержится  вопрос.
В  побудительном  предложении  голос  повышается  на  слове,  выражающем  совет,  призыв,  просьбу  или  приказ.

Определите,  каким  по  цели  высказывания  будет  предложение,  если
•    хочу  о  чём-то  сообщить;
•    хочу  о  чём-то  спросить;
•    хочу  призвать  кого-то  совершить  действие.

З н а к и    п р е п и н а н и я    в    к о н ц е    п р е д л о ж е н и я

Если  мысль  закончил  ты,
Записал  всё  в  строчку,
Не  забудь,  в  конце  поставь
Кругленькую  точку.

Меня  и  брата  знает  всякий.
Мы  выразительные  знаки.
Я  самый  значительный –      (Вопросительный),
Я  самый  замечательный –     (Восклицательный).  

С  Почемучкой  дружишь  ты?
Значит  и  в  тетрадке
Вопросительный  знак  ставь,
Будет  всё  в  порядке.

Разные  вопросы  задаю  я  всем:
Как?  Откуда?  Сколько?  Почему?  Зачем?
    Где?  Куда?  Какая?  Отчего?  О  ком?
    Что?  Кому?  Который?  Чья?  Какой?  О  чём?
    Вот  какой  я  мастак,
Вопросительный  знак.

Обычно  в  предложениях
Стою  я  для  того,
Чтоб  выразить  волнение,
Тревогу,  восхищение,
Победу,  торжество.
Мне  право  от  рождения
В  грамматике  дано:
Где  я,  то  предложение
С  особым  выражением
Произносить  должно.
Чувства  сыплются  наружу,
Восхищение  в  словах,
Торжество,  тревога,  ужас –
Восклицательный  здесь  знак!

На  доске:  Буратино,  брось  баловство,  слушайся  папу  Карло  и  завтра  начни  ходить  в  школу.  Буратино  шёл  всего  первый  день  от  рождения.  Буратино,  куда  ты  спешишь?  
•    Прочтите  предложения  сначала  про  себя,  а  потом  вслух  в  таком  порядке:
1)    повествовательное,  2)  вопросительное,  3)  побудительное.
Воробушек  летит,
Хвостиком  вертит.
А  вы,  люди,  знайте,
Столы  застилайте,
Гостей  принимайте,  
Рождество  встречайте!

Д и а л о г

     – Запишите  каждое  предложение  схемой.  
Дайте  характеристику  каждого  предложения  по  цели  и  интонации.  
Если  встретится  обращение,  в  схеме  показать  знаком  его  выделение.
 
– Мамочка,  не  бей  Мурзика!   
– Нечего  его  жалеть!  Он  не  пожалел  рыбку!
– Мамочка,  он  не  виноват!
– А  кто  карася  съел?
– Это  не  он.
– А  кто  же?
– Это  я.
– Ты  ел?!
– Нет,  я  его  на  свисток  променял.
– Как  же  тебе  не  стыдно?!  Разве  честно  на  других  сваливать?!

    Анна  Ивановна  заглянула  в  тетрадку  Маруси.  
– Прочти  это  слово.  Что  ты  написала?
– Опять  я  поторопилась!  Надо  было  написать  …                    Е. Шварц

(Читаю:  А  девочка  написала  «босака»,   дети  дописывают  слово  верно)    
– Найдите  побудительное  предложение,  поставьте  «галочку»  перед  ним.
– После  1-го  предложения  Маруси  укажите,  какое  он  по  цели.
– Найдите  основу  1-го  предложения  и  подчеркните  её.

– Какой  шум!
– Не  бойся  меня,  заяц.  Я  ёжик.
– Что  ты  такой  шум  поднял?
– Да  разве  я  виноват?  Это  листья  под  лапами  шуршат.
(задания  аналогичные)

            С к а з у е м о е
    Пятилетняя  Оленька  удивляла  всех – и  детей, и  взрослых:  в  любом  предложении  она  находила  подлежащее  и  сказуемое.
 Это  её  старшая  сестра  Лена  научила:  
подлежащее – это  человек  или  зверь,  или  ещё  кто-нибудь,
сказуемое – это  что  он  делает.
    Скажут  Оленьке:
– Мама  варила  обед.
    Оленька  подумает,  губами  пошевелит – и  готово:
– Мама – подлежащее,  варила – сказуемое.
– Птица  поёт.
– Птица – подлежащее,  поёт – сказуемое.
    А  один  раз  дали  ей  самое  простое  предложение:
– Девочка  спит.
    Оленька  минут  пять  читала  и  перечитывала  записку.  Ничего  не  выходит.  Смутилась,  даже  покраснела.
    Мама  её  тоже  смутилась.  Она  говорит:
– Ну,  что  же  ты?
    Оленька  подумала  и  говорит:
– Здесь  нет  сказуемого.
– Как  нет?
– Подлежащее  есть,  а  сказуемого  нет.
Мама  говорит:
–  Объясни:  почему?
И  Оленька  объяснила:
 –  Девочка  же  здесь  ничего  не  делает.  Она  же  спит.             

        Правило-помощник:
    Чтобы  легче  было  найти  в  предложении  подлежащее  и  не  спутать  его  с  дополнением,  вопрос  к  подлежащему  лучше  ставить  от  сказуемого.
    
Сад  украшает  село.  
     Украшает  (кто?  что?)  сад.        Сад – подлежащее.
    Украшает  (кого?  что?)  село.    Село – дополнение.  
    
В т о р о с т е п е н н ы е    ч л е н ы    п р е д л о ж е н и я
    
        Дополнение
    Вопросы  косвенных  падежей
    Ты  безошибочно  знаешь  уже.
    Если  задашь  их  без  промедления,
    Тут  же  отыщутся  дополнения.     
    
Определение
    Признак  предмета  или  явления
    Называет  определение.
    Чей?  и  какой? – вопросы  просты,
    Лишь  не  хватает  волнистой  черты.
        
        Обстоятельство  
    На  вопросы:  как?  где?  куда?
                откуда?  когда?
    Обстоятельство  ответ  
    Даст  тебе  всегда.

    Где?  Куда?  Откуда?  Когда?
    Сколько?  Как?  Почему?  и  Зачем?
    Вопросы  обстоятельства
Запомнить  нужно  всем!

П р е д л о ж е н и е

•    Определи,  сколько  предложений  в  тексте.
     Спиши  текст,  обозначая  границы  предложений.
            
Осень.
1.    Наступила  осень  в  зелёной  листве  деревьев  появились  жёлтые  пряди  ярко  краснеют  гроздья  рябины  а  сколько  грибов  появилось  в  лесу  очень  хороши  стройные  подберёзовики  и  нарядные  подосиновики
 
2.    Дружно  шагает  весна  по  земле  каждый  день  приносит  что-то  новое  открыла  золотистые  глазки  мать-и-мачеха  вылетела  первая  бабочка  хорошо  весной   

3.    Нет  весны  без  стрижей  у  стрижа  длинные  крылья  он  похож  на  ласточку  гнездо  стрижа  напоминает  блюдце  оно  сделано  из  ваты,  пуха,  листьев,  травинок

4.    Весело  булькал  родничок  остановился  я  у  родничка  и  я,  и  ты  пил  воду  из  него  хороша  водица  берегите  родники  они  дают  жизнь  всему  живому

5.    Мы  входим  в  лес  у  ели  большущий  муравейник  ты  встречал  в  лесу  муравьиные  дома  не  разоряй  их
    
    Спиши,  расставляя  пропущенные  знаки  препинания.
        Ива
    Возле  речки,  у  обрыва
    Плачет  ива  плачет  ива.
    Может,  ей  кого-то  жалко
    Может,  ей  на  солнце  жарко
    Может,  ветер  шаловливый
    За  косичку  дёрнул  иву
Может,  ива  хочет  пить
    Может,  нам  её  спросить                         И. Токмакова                                          

Допиши  предложения,  вставляя  вместо  вопросов  слова,  подходящие  по  смыслу.
На  (каком?)  небе  (как?)  сверкали  звёзды.
(Какие?)  листья  (как?)  кружатся  (где?).
(Когда?)  мы  отправились  на  (какое?)  озеро  ловить  (что?).
(Какой?)  дятел  срывает  (что?)  с  ёлки  и  долбит  (что?)  (каким?)  клювом.  

        Допиши  предложения  словами,  подходящими  по  смыслу.
На  каждой  травинке  блестят  …
Под  лучами  солнца  туман  поднимается  и  тает  над  …
Солнце  на  миг  выглянуло  из-за  тучки  и  вновь  …
Я  шёл  по  извилистой  тропинке  и  внимательно  рассматривал  …
Лисица  выскочила  из  норы,  пробежала  по  поляне  и  скрылась  в  …

Запиши  предложения  в  таком  порядке,  чтобы  получился
связный  рассказ.
Козлище  скок  в  колодец.
Захотела  лиса  пить.
А  лиса  прыг  ему  на  спину  и  была  такова.
Села  она  в  ведро  и  спустилась  в  колодец.
Шёл  мимо  козёл.  Позвала  его  лиса.
Не  может  лиса  выбраться,  сидит,  нос  повесила.

Какая  это  была  вкусная  капля!
Птенчик сидел  на  ветке.
Он  быстро  проглотил  её.
Мама  принесла  в  клюве  капельку  дождя.

О д н о р о д н ы е    ч л е н ы     п р е д л о ж е н и я

                            Встретишь,  дружок, однородные  члены,
                            Их  запятой  раздели  непременно!
                            Дети  рисуют,  играют,  сидят,
Спорят,  смеются  и  говорят.

    Хоть  я  лишь  точка  с  хвостиком,    
    Невелика  я  ростиком,
    Но  я  в  грамматике  нужна
    И  всем  для  чтения  важна.
    Все  люди,  без  сомнения,
    О  том,  конечно,  знают,
    Что  важное  значение
    Имеет  запятая.

        В  храме
    Праздник.  Ярко  освещённый
    Божий  храм  огнём  залит.
    Пред  иконой  облаченной
    Пастырь  с  трепетом  стоит.
    Стройно  льётся  клира  пенье,
    Тихо  вьётся  дым  кадил,
    И  летят  людей  моленья
    Ко  престолу  Бога  сил…
    Как  отрадно  здесь!  Ни  шума,
    Ни  забот,  ни  суеты!..
    Брат,  оставь  мирские  думы,
    Приходи,  молись  и  ты.                               С. Пестряков

    Мы  бережём  Землю
Мы  живём  на  Земле.  Земля – наш  дом  и  друг.  Она – наше  богатство  и  наша  сила.  Она  нас  кормит,  она  нас  любит.
И  мы  любим нашу  планету.  Мы  бережём  леса.  Поля  и  луга.  Мы  бережём  реки,  моря  и  озёра.  Мы  хотим.  Чтобы  на  Земле  всегда  был  мир.  Мы  не  дадим  нашу  Землю  в  обиду.

И  шум  берёз,  и  ширь  полей,
И  в  небе  стая  журавлей –
Всё  это  твой родимый  край,
Люби  его  и  охраняй.

Наша  Родина – это  зелень  садов
И  душистая  спелость  тяжёлых  плодов,
Самолёты,  станки,  поезда  и  заводы
И  ещё  каждодневные  наши  заботы.      

Не  шуми  в  лесу.  И  ты  увидишь  тишину.  Увидишь,  как  по  стволам  и  сучьям  деревьев,  по  прохладным  дорожкам  тенью  и  светом  бродит  тёплый  солнечный  день.

    Чтобы  сосны,  липы,  ели
Не  болели,  зеленели,
Чтобы  новые  леса
    Поднимались  в  небеса,
Их  под  звон  и  говор  птичий
Охраняет  друг – лесничий.                        В. Степанов

        Хомяк
А  что?  Мне  нравится  хомяк!
И  глазки,  и  фигурка,
И  домосед  он,  и  добряк,
И  загляденье – шкурка!
А  что  за  щёчками  слегка  
Оттянуты  мешочки –
Так  ведь  в  норе  у  хомяка
И  сыновья,  и  дочки!                            Т. Белозёров

Ребята  принесли  в  лукошке
Овёс,  гречиху,  просо,  крошки.
Снегирь,  синица,  воробей
Благодарят  за  корм  детей.

Улицей  гуляет  Дедушка  Мороз,
Иней  рассыпает  по  ветвям  берёз.
Ходит,  бородою  белою  трясёт,
Топает  ногою,  только  треск  идёт.

Свежей  зеленью  одеты
Парки,  улицы,  поля.
В  море  солнечного  света
Погружается  земля.

Бежит  тропинка  через  луг,
Ныряет  влево,  вправо.
Куда  ни  глянь – цветы  вокруг
Да  по  колено  травы.                            И. Суриков

Крупный  дождь  в  лесу  зелёном
Прошумел  по  старым  клёнам,
По  лесным  цветам.                            С. Есенин

На  горе  высокой  дуб  растёт  могучий
И  над  ним  несутся  бури,  громы,  тучи.

В  траве  между  корней  
Бежит,  струится  маленький
Серебряный  ручей.

Падают  пушистые  снежинки
На  пустые  нивы,  на  тропинки,
На  высокий  берег  у  реки,
В  тёмные  лесные  уголки.

Вот  зима  пришла  серебристая,
Белым  снегом  замела  поле  чистое.

Улыбнулись  сонные  берёзки.
Растрепали  шёлковые  косы.

Ночью  в  полях  под  напевы  метели
Дремлют  берёзки,  сосны  и  ели.

Завтра  мы  будем  в  школе  сидеть,
Читать,  писать,  молчать,  говорить  и  петь.

Побежал  он  на  перрон,
Сел  в  отцепленный  вагон.

Львы  и  тигры  приручаются.
Это  редко,  но  случается.

Бродили  по  дороге  Дремота  и  Зевота.
Дремота  забегала  в  калитки  и  ворота.

В  стране  Хохотании  жили  смеянцы.
Смеянцы  любили  веселье  и  танцы.

На  дворе  стоит  бычок  и  жуёт  свой  язычок.

Выйдет  солнышко  опять,  в  окна  к  нам  заглянет.
    
    Белка  песенки  поёт  да  орешки  всё  грызёт.

Я  с  врагом  могу  сразиться  на  болоте,  на  снегу.

Лес  на  горе  шумит,  под  горой  молчит.

1.    Старая  сова  на  пеньке  с…дит,  г…л…вой  вертит,  глазищами  круглыми  хлопает.
2.    …гр…ном  осм…трел  поле  и  похв…лил  тр…кт…риста.
3.    В  з….парке  на  площ…..ке  молодняка  вс…гда  гуляют  медвеж…нок  волч…нок  и  лисёнок.
4.    У  мал…ньких  котят  открылись  гла…ки  и  пр…резались  зу…ки.
5.    Ласт…чки  п…дл…тели  к  гн…зду  посм…трели  на  вороб…я  и  опять  вернулись.
6.    С…ргей  накормил  ёж…ка  и  …тнёс  его  поз…ним  веч…ром  в  рощ… .

Ранним  утром  я  бодро  вскочил  с  кровати  умылся  и  побежал  в  лес.  Солнце  поднялось  уже  высоко  и  светило  ярко.  Лёгкий  прохладный  ветерок  нежно  шевелил  листья  деревьев.  Весело  щебетали  птицы  звонко  трещали  в  траве  кузнечики  и  быстрая  белка  ловко  прыгала  с  ветки  на  ветку.  Я  быстро  набрал  полную  корзину  грибов  и  вернулся  домой.

            О б р а щ е н и е

                                      Всем  нам  при  общении
                                      Поможет  обращение.
                                       К  людям,  звёздам  или  птицам
                                            Можно  смело  обратиться,
                                       Только,  друг,  не  забывай:
                                   Обращение  запятыми  отделяй  
                                      или  выделяй.

    Обращение – это  слово  или  словосочетание,  называющее  того,  к  кому  обращена  речь.  В  устной  речи  обращение  выделяется  интонацией,  а  в  письменной  речи – запятыми.  

        ПРАВОСЛАВНЫЙ  КОМПОНЕНТ.

     Прости  мне,  Боже,  прегрешенья
     И  дух  мой  томный  обнови,
     Дай  мне  понять  мои  мученья
     В  надежде,  вере  и  любви.

Молитва  за  милого  сына
О  Господи,  милостив  будь,  сохрани
Его  нам,  родного,  на  радость!
Пошли  ему  в  юности  светлые  дни
И  дай  беспечальную  старость!

Помоги  мне,  матерь  Божия,
Быть  во  всём  к  себе  построже,
В  жизни  верным  Богу  быть
     И  Россию  полюбить.

    Засуха
Я  помню:  летнею  порою
Грозил  нам  голод.  Вкруг  поля
Все  были  выжжены  жарою.
Желтея,  трескалась  земля.
Грозы  молили  все  у  неба:                                                             
Толпился  в  церкви  весь  народ.
Кричали  дети  у  ворот:
«Дай,  Боже,  дождичка,  дай  хлеба
Для  деток  маленьких  твоих!»
И  Бог  мольбы  услышал  их.
Но  даром  в  скорби  непритворной
Упала  пахаря  слеза.
Примчались  тучи  стаей  чёрной,
И  разразилася  гроза.                    Н.  Минский,  поэт  XIX  века                                                                                                                                    

С  колокольни  звон,  звон –
Благовест  зовётся  он.
Звони,  мой  колокол,  звони.
Зови  людей  к  себе,  зови!
Лети,  лети,  благая  весть,
Что  храм  открыт  и  служба  есть.                               Н. Орлова                                                                                                          
О  Господь!  Мой  добрый  Бог!
Я  прошу,  чтоб  Ты  помог
Маму  слушать  и  любить
И  со  всеми  в  мире  быть.


Величаем,  Приснодево,
Мы  Твоё  смирение,
Даровавшее  нам  Спаса
И  Его  спасение.
Радуйся,  Святая  Дева,
Радуйся,  Святая  Мать,
Заслужила  Ты  у  Бога
Жен  всех  больше  благодать.
     
    Мать  родная!  Русь  Святая!
Православная  земля,
Благодатные  поля!
Да  хранит  тебя  Создатель!
Там,  где  мир,  где  тишь  и  гладь,
Там  и  Божья  благодать.

Наша  Родина – Россия,
Главный  город  наш – Москва.
Как,  родная,  ты  красива,
Богом  данная  страна!

Земля  моя,  великая  Россия!
Горжусь  тобой,  как  сын  твой  рядовой.

В  мире  есть  Отечество  родное,
Солнцем  озарённые края,
С  пеньем  птиц,  с  гудками  на  рассвете,
– Это  наша  Родина,  друзья!

Родина,  Родина,  милые  края,
Поле  васильковое,  песни  соловья.
Нежностью,  радостью  светится  она,
Родина,  Родина  на  Земле одна!  

Горы,  степи,  лес,  поля  и  воды –
Велика  ты,  Родина  моя!

    В  бурю  (отрывок)
Комнату  лампада
Ярко  озаряла,
Мать,  над  колыбелью
Наклоняясь,  стояла.
На  малютку-сына
Нежно  мать  глядела;
Колыбель  качая, –
Тихо  песню  пела:
«Ах,  уймись  ты,  буря,
Не  шумите,  ели!
Мой  малютка  дремлет
Сладко  в  колыбели.
Ты,  гроза  Господня,
Не  буди  ребёнка!
Пронеситесь,  тучи
Чёрные,  сторонкой».
Спи,  дитя,  спокойно.
Вот  гроза  стихает.
Матери  молитва
Сон  твой  охраняет.                            А. Н. Плещеев

    Колыбельная
Спи,  малютка,  тихо,  сладко;
Не  тревожься  в  час  ночной.
Ангел  Божий  над  кроваткой
Охраняет  твой  покой.    
Шаг  за  шагом,  днём  и  ночью
За  тобою  он  следит.
Видит  горе  он  воочью,
Что  порой  тебе  грозит.
И  беду  он,  и  несчастье –
Всё  отводит  от  тебя,
И  любовь  его,  участье  
Ты  запомни  про  себя.                                И Астров      

Лёгкий,  лёгкий  ветерок,
Что  так  сладко,  тихо  веешь?
Что  играешь,  что  светлеешь,
Очарованный  поток?..
Я  смотрю  на  небеса…
Облака,  летя,  сияют
И,  сияя,  улетают
За  далёкие  леса.                                В. А. Жуковский

Ах  ты,  мать-кормилица,
Мать  сыра  земля!
Широта  привольная,  нивы  да  поля.                 Неизвестный  автор

Мой  край,  мой  спаситель,
Отрада  моя  и  любовь!
Спасибо  тебе  за  счастье,
Что  встретились  нынче  вновь.
                                                      Н. Шахматова
Дорого,  любо,  кормилица-нива,
Видеть,  как  ты  колосишься  красиво,
Как  ты  янтарным  зерном  налита
Гордо  стоишь,  высока  и  густа.

Берегите  хлеб!  Вы,  люди,
Научитесь  хлеб  беречь!                              Н. Тихонов

Рыбы,  птицы,  звери
В  души  людям  смотрят.
Вы  их  жалейте,  люди,
Не  убивайте  зря!
Ведь  море  без  рыб – не  море,
Ведь  небо  без  птиц – не  небо!
А  Земля  без  зверей – не  земля!

Солнце  входит  со  двора:
 – А  ну-ка,  школьник,  в  класс  пора!
Ручку  бери,  карандаши,
Садись  за  парту  и  пиши.                                Д. Родари

Здравствуй,  лес,  дремучий  лес,
Полный  сказок  и  чудес!
    
Поставьте    в  тексте  знаки  препинания:
    За  то,  что  есть  берёзка  у  нашего  окна,
    За  то,  что  тянет  ветки  до  солнышка  она,
    Спасибо,  спасибо  любимая  страна.

    Много  летних  дней  весёлых
Провели  мы  без  забот.
    Здравствуй  осень!  Здравствуй  школа!
Впереди  учебный  год.                                          Н. Берендгоф

Здравствуй  гостья-зима
    Просим  милости  к  нам
    Песни  севера  петь
    По  лесам  и  степям.                                 И. Никитин
    
–    Белка  где  твой  склад  грибов
–    По  карманам  у  дубов
–    Где  домишко  твой
–    В  сосне
–    А  постель
–    Постель  на  мне

–    Ёж  ёж  где  живёшь
Ты  куда  спешишь  так  ёж

В  роще  старый  гриб  найдя,
Не  забудьте  дети
Что  сырыми  не  едят
Сыроежки  эти.

Розовая  шляпка  
Вмята  у  волнушки.
В  жажде  муха-лакомка
Пей  из  этой  кружки.

Ласточка  пташка  подружка  моя!
В  дальние  ты  собиралась  края.
Лютый  мороз  твой  полёт  оборвал,
Быстрые  крылья  лёд  оковал.                               Б. Заходер

Распевает  коноплянка  на  сосне.
Снег  подтаял  на  полянке – быть  весне.
Но  ведь  лес  немного  зябкий  поутру.
У  певуньи  мёрзнут  лапки  на  ветру.
Чуб  от  холода  взъерошен,  петь  трудней…
Будь  же  солнышко  хорошим,  отогрей!
Повстречалась  нам  корова
У  зелёного  куста.
И – Эй  Бурёнушка  здорово!
Не  видала  ль  ты  корова
Где  овечка  без  хвоста?                    Е. Тараховская

Муравьишка  в  чаще
Дуб  тяжёлый  тащит.
Эй  товарищи-друзья
Выручайте  муравья!
Коли  нет  ему  подмоги,
Муравей  протянет  ноги.

Дедушка  Ежок
Красные  сапожки!
Ты  промочишь  ножки,
Там  растаял  снежок,
Не  ходи  на  бережок:
Заливает  лужок.

Облепили  лампу  мошки,
Греют  тоненькие  ножки.
Осторожно  мошки!
Обожжёте  ножки!

Мы  вас  ждём  товарищ-птица!
Отчего  вам  не  летится?

Мамина  песенка
Синий-синий  василёк
Ты  любимый  мой  цветок.
У  шумящей  жёлтой  ржи
Ты  смеёшься  у  межи,
А  букашки  над  тобой
Пляшут  радостной  гурьбой.
Что  синее  василька?
Задремавшая  река?
Глубь  небесной  бирюзы?
Или  спинка  стрекозы?
Нет,  о  нет  же…  Всех  синей
Глазки  доченьки  моей.                               С. Чёрный  

    Три  брата
– Солнце  солнце  ты  откуда?
– Я  из  тучки  золотой!
– Дождик  дождик  ты  откуда?
– Я  из  тучи  грозовой.
– Ветер.  Ветер,  ты  откуда?
– Я  из  дальней  стороны.
Мы  три  брата  и  повсюду  
Добрым  людям  мы  нужны!

Кто  не  хочет  быть  грязнушей,
Моет  руки.  Моет  уши
Добела,  добела.
Ты  журчи.  Журчи  водица,
Хорошо  ты  нам  помыться
Помогла,  помогла!                                             О. Высотская  

– Ты  Крылов  цветы  полей-ка,
Там  в  углу  большая  лейка.
 
    Скорей  сестра  на  рыб  взгляни,
    Попались  на  крючок  они:
В  ведёрко  руки  окуни.
    Не  бойся,  это  окуни!
    
    Третий  звонок:  дон-дон-дон!
Пассажиры  куклы  и  кошки  в  вагон!
    До  свидания,  пишите!  Машите  платками,  машите!
    Машинист,  свисти!  Паровоз,  пыхти!

    Месяц  месяц  мой  дружок!
    Позолоченный  рожок!                                  А. Пушкин

    Среди  белых  голубей
    Скачет  шустрый  воробей.
    Воробушек-пташка
Серая  рубашка,
    Откликайся  воробей
Вылетай,  не  робей.

– Ты  откуда?  Ты  откуда
Прилетел  к  нам  красногрудый?
– Облетел  я  всю  Сибирь.
Как  зовут  меня?  …                                снегирь

«Прощай  матушка-Русь  я  к  теплу  потянусь», – говорит  журавль  на  отлёте.

    «На  журавль  ешь  на  здоровье», – угощала  гостя  лиса.

    Эй  сороконожки  бегите  по  дорожке!

    Ловись  рыбка  и  мала,  и  велика!

        Лиса  и  крот
    Славный  домик  милый  крот
    Только  больно  узок  вход!
– Вход  лисичка  в  самый  раз:
Он  не  пустит  в  домик  вас.                                   Б. Заходер

Лягушка  скачет  прыг  да  скок,
Присела  белка  на  пенёк.
В  кустах  зайчишка  задрожал,
По  тропке  ёжик пробежал.
Останься  лето  навсегда!
Сверкай  озёрная  вода!
Купайтесь  ягоды  в  траве,
А  солнце  в  синеве!

Мы  ходим  ночью,  ходим  днём,
Но  никуда  мы  не  уйдём.
Мы  бьём  исправно  каждый  час,
Но  вы  друзья  не  бейте  нас.

    С л о ж н о е    п р е д л о ж е н и е

Поистине  душа  тает  от  умиления  молитвенного,  и  слёзы  по  ланитам  струятся,  как  вода.  Сладостно  молиться  за  всех.
                             Святой  праведный  Иоанн  Кронштадтский

Сияет  солнце,  воды  блещут,
На  всём  улыбка,  жизнь  во  всём,
Деревья  радостно  трепещут,
Купаясь  в  небе  голубом.
Поют  деревья,  блещут  воды,
Любовью  воздух  растворён,
И  мир,  цветущий  мир  природы,
Избытком  жизни  упоён…                            Ф. И. Тютчев

Теперь  уж  скоро!  Март  настанет,
Грачи  к  нам  с  юга  прилетят,
Растает  снег, теплом   потянет,
И  новый  примет  всё  наряд.                                      М. Чехов

Усталый  день  склонился  к  ночи,
Затихла  шумная  волна.
Погасло  солнце,  и  над  миром
Плывёт  задумчиво  луна.                                       С. Есенин

На  осеннем рассвете  петух  прокричал,
Прогудели  вдали  поезда,
Заклубился  туман,  и  скрипучий  причал
На  реке  раскачала  вода.

Роняет  лес  багряный  свой  убор,
Сребрит  мороз  увянувшее  поле.                                А. Пушкин

Спят  поляны  снеговые,
Спит  безмолвно  тёмный  лес,
Только  звёзды  золотые  
Смотрят  ласково  с  небес.                                          И. Бунин

Весело сияет  месяц  над  селом,
Белый  снег  сверкает  синим  огоньком.                          И. Суриков

У  причала  волны  катерок  качали,
И  печально  чайки  над  волной  кричали.

В  низенькой  светёлке  огонёк  горит,
Молодая  пряха  у  окна  сидит.

Потекли  сосульки,  затрещал  лёд,  расползлись  снега.  Вот-вот  зазеленеет  земля,  заголубеют  воды,  задымятся  пашни.  Грачи  прилетели – весну  принесли.                                                         Н. Сладков

Весенний  ручей  запоздал,  не  успел  совсем  сбежать  и  теперь  струится  по  зелёной  траве,  а  в  ручей  капает  сок  из  поломанной  ветки  берёзы.                                                                          М. Пришвин

Клейкие  почки  на  берёзах  насытились  весенними  соками,  и  в  воздухе  чувствуется  их  радостный  смолистый  аромат.                         А. Куприн

Улыбнулось  солнышко  из-за  туч,  и  на  небе  загорелась  семицветная  радуга.

Из  травы  глядит  беленький  глазок  земляники,  а  рядом  уже  краснеет  душистая  ягодка.                                                   К. Ушинский


        П р я м а я    р е ч ь

У  отца  спросил  сынок:
– Кто  к  обеду  хлеб  испёк,
и  откуда  рыба?
И  кому  нам  за  творог
говорить  спасибо?                                Ю. Яковлев

        Ни  пуха  ни  пера
    Рано  утром  мама-квочка
    В  класс  отправила  сыночка.
    Говорила:  «Не  дерись,  
Не  дразнись,  не  петушись.
Поспеши.  Уже  пора.
Ну,  ни  пуха  ни  пера!»
Через  час  едва  живой
Петушок  идёт  домой.
Ковыляет  еле-еле
Он  со  школьного  двора.
А  на  нём  и  в  самом  деле
Нет  ни  пуха,  ни  пера!                            В. Орлов
    
        Письмо  на  снегу
    Вышит  снег  красивой  строчкой,
Словно  белая  сорочка.
    Папу  я  зову  во  двор:
     – Погляди,  какой  узор!
    Смотрит  папа  сверху  вниз:
– Тут  письмо  тебе,  Денис!
Пишут  птицы  и  зверюшки:
«Сделай  нам,  Денис,  кормушки!»                       Н. Галиновская
          
Поют  щегол  и  соловей,
Малиновка  и  дрозд:
«Ты  гнёзда  разорять  не  смей!
Не  трогай  птичьих  гнёзд!»

Они  (воды)  гласят  во  все  концы:
«Весна  идёт.  Весна  идёт!
Мы  молодой  весны  гонцы,
Она  нас  выслала  вперёд!»                                  Ф. Тютчев

Жаворонок  голосисто  с  вышины
Поёт,  на  солнышке  сверкая:
«Весна  пришла  к  нам  молодая,
Я  здесь  пою  приход  весны!»                        В. Жуковский

И  песня  зяблика  слышна:
«Пришла  весна,  пришла  весна!»                            В. Алфёров

Склонила  тяжёлую  голову  рожь:
«Спасибо  вам,  солнце  и  ласковый  дождь!»

«Лето,  лето,  здравствуй,  лето!» –
в  рощах  иволги  кричат.
В  чёрных  гнёздах  жёлтым  цветом
Расцвели  носы  грачат.

Земляничка  возле  пня
всем  сказала:  «Нет  меня!»
Солнца  луч её нашёл
и  сказал:  «Нехорошо!»
Покраснела  ягода
и  сказала:  «Ябеда!»

Долгоножка  хвалится:
«Я  ли  не  красавица!»
А  всего-то  косточка
Да  красненькая  кофточка.                    Вишня.

Встал  он  прямо  у дорожки:
Не  идут  со  страха  ножки
И  мычит  бедняга:  «Му!
Шаг  я  сделать не  могу».                    Бычок.

Капризные  сандалии
Однажды  мне  сказали:
«Боимся  мы  щекотки
Сапожной  строгой  щётки».

Щебетал  щегол  и  щёлкал,
Раздувал,  как  шарик,  щёки.
Из  пруда  глядела  щука,
Удивлялась:  «Что  за  штука?»
    
«Не  садись  на  пенёк,  не  ешь  пирожок», –
услышал  медведь  Машенькин  голосок.

Бегает  маленький  ёжик  вокруг  бочки  и  говорит: «Когда  же  этот  забор  кончится?»                                                    Г. Науменко

Пёс  Полкан – приятель  Пети.  Полкан – понятливый  пёс.  Понимает  Полкан  приказания.  Петя  прикажет: «Полкан!  Подай  палку!»  полкан  подаёт. «Прыгни!» – прыгает.  Полкан  помогает  Пете  приносить  продукты.
Полкан – молодец!                                                  Ф. Олин

•    Прочти  стихотворение  вслух.
•    Чем  объяснишь  его  смысловую  нелепость?
•    Запиши  текст  так,  чтобы  восстановить  его  первоначальный  смысл.

    Очень-очень  странный  вид:
    Речка  за  окном  горит,
Чей-то  дом  хвостом  виляет,
    Пёсик  из  ружья  стреляет,
    Мальчик  чуть  не  слопал  мышку,
    Кот  в  очках  читает  книжку,
    Старый  дед  влетел  в  окно,
    Воробей  схватил  зерно
    Да  как  крикнет,  улетая:
    – Вот  что  запятая!                                             Б. Заходер

•    Прочитай  текст.  
•    Докажи,  что  знаки  препинания  помогут  разобраться  в  его  смысле.
•    Спиши  текст,  разделяя  его  на  предложения.

    Едят  там  вилками  компот
    Там  пьют  из  чашек  бутерброд
    Из  хлеба  с  сыром  там  котлеты
Из  мяса  свежего  конфеты
С  начинкой  сладкой  суп  с  фасолью
    В  тарелках  всё  там  варят  с  солью
    В  рек  там  рыба  на  бугре
    Мычит  корова  в  конуре
    Собака  лает  на  заборе
    Поёт  синичка  в  коридоре  
Играют  дети  на  стене
    Висит  картина  на  окне
    Узоры  инея  в  печурке…                                        С. Бондаренко

|
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top