На швейной машине выполняются наиболее трудоемкие и кропотливые работы в процессе пошива одежды, в первую оче­редь — различные швы и ряд других пошивочных операций.

Основные части швейной машины и их назначение

Устройство швейной машины приведено на рис. Все де­тали ее по характеру выполняемой ими работы можно объеди­нить в следующие группы:

  • рабочие части (игловодитель, нитепритягатель, транспор­тер, челночно-шпульный комплект);
  • вспомогательные приспособления и детали (регулятор длины стежка, регулятор натяжения нити, лапка, гребенка и т. п.);
  • детали передачи (вал, кривошип, шатун и т. п.).

1 — винт для закрепления лапки: 2 — стержень для катушки с нитками; 3 — маховое колесо; 4 — регулятор стежков.

Важнейшими частями швейной машины являются игловодитель, нитепритягатель, транспортер и челнок.

Игловодитель должен обеспечить правильное продвижение закрепленной в нем иглы вверх и вниз сквозь прошиваемую ткань. Стержень игловодителя получает движение от кривоши­па, укрепленного на конце главного вала. От того же кривошипа получает движение и нитепритягатель, который в своей работе должен быть связан с работой иглы и челнока. От правильно на­лаженной работы нитепритягателя зависит высокое качество работы швейной машины.

Транспортер предназначен для передвижения ткани на дли­ну одного стежка. От его работы зависят длина стежка, пра­вильность и равномерность строчки.

От работы челночного механизма зависит петлеобразование, т. е. перекрещивание верхней и нижней нитей.

Уход за швейной машиной

Швейную машину необходимо тщательно чистить, системати­чески смазывать и проверять состояние отдельных ее деталей. Время от времени нужно проверять, достаточно ли привин­чены винты, скрепляющие отдельные детали, так как при про- должительной работе эти винты ослабевают и тем самым могут нарушить нормальный ход всей машины, вызвать преждевре­менный износ ее частей.

Грязь и пыль, попадая в ма­шину, также способствуют скоро­му износу ее деталей. Поэтому надо внимательно следить, чтобы грязь и пыль не попадали в ма­шину, для чего после работы ее следует закрывать колпаком или плотным чехлом. Чтобы умень­шить трение и тем самым избе­жать преждевременного износа, машину необходимо своевремен­но смазывать.

Если машина работает еже­дневно, то все ее детали надо сма­зывать не реже одного раза в два дня. Перед этим ее нужно тща­тельно протереть, осмотреть и очистить все отверстия для смаз­ки, так как в противном случае масло может не попасть между трущимися деталями.

Для смазки надо применять специальное машинное масло и масленку, которая всегда должна быть неправдой. При нажатии на донышко масленки масло должно выделяться капельками, а не струйкой.

Машинное масло, предназна­ченное для смазки швейной ма­шины, должно быть доброкаче­ственным, чистым и бесцветным.

Необходимо также следить за чистотой масленки, чтобы во вре­мя смазки не занести в машину грязи.

Приступая к чистке машины, прежде всего необходимо вы­нуть иглу и шпульный механизм и снять приводной ремень. Сна­чала прочищают и смазывают детали головки машины. С этой целью снимают фронтовую доску, тщательно протирают ее и удаляют из головки всю грязь. Детали головки протирают тряп­кой, а грязь из головки удаляют палочкой с намотанной на кон­це тряпочкой. Затем детали головки смазывают и проворачи­вают маховое колесо, чтобы масло равномерно покрыло трущие­ся части машины.

Смазанную головку машины закрывают фронтовой доской.

Затем, сняв игольную и задвижную пластинки, машину повора­чивают на бок и разбирают механизм челнока. Разобранные де­тали челночного механизма протирают чистой тряпочкой и про­чищают все детали под платформой.

Особое внимание следует уделять деталям транспортера ткани, где скопляется много грязи.

Во время протирки челночного вала надо повернуть маховое колесо так, чтобы вал повернулся на полоборота.

Затем протирают поддонник и собирают челночный механизм. Правильность сборки проверяют, проворачивая маховое колесо. Во время смазки деталей под платформой также проворачивают маховое колесо, с тем чтобы масло проникло между дета­лями.

После протирки и смазки деталей платформы машину ставят в нормальное положение, открывают боковой круглый щиток или крышку на верху рукава, протирают детали внутри рукава и сма­зывают их. Затем закрывают щиток, надевают приводной ре­мень и, подняв лапку, несколько секунд вращают маховое коле­со, для того чтобы смазка равномерно покрыла все трущиеся поверхности. После этого обтирают рукав машины, головку ру­кава, платформу и рабочий стол чистой сухой тряпочкой, встав­ляют иглу, заправляют нитки и прошивают лоскут ткани, про­веряя строчку и налаживая машину на пошив изделий из опре­деленной ткани.

Кроме описанного полного процесса смазки, во время рабо­ты машины необходимо смазывать ответственные ее части по мере надобности.

Важнейшие узлы смазки швейной машины показаны на рис.

1 — прижимная лапка; 2 — винт регулятора натяжения ниток; 3 — тарелки; 4 — нитепритягательная пружина; 5 — рычаг; 6 — ушко нитепритягателя; 7 — игловодитель; 8 — прорезь нитенапра- вителя; 9 — фронтовая доска; 10—ушко нитепритягателя; 11 — иглодержатель; 12 — крючок нитенаправителя.

Заправка и регулировка швейной машины

Нормальная работа машины в значительной степени зависит от состояния иглы и правильности ее установки. Поэтому рабо­тающий на машине должен хорошо уметь выбрать, проверить и правильно установить иглу.

Выбор номера иглы зависит от ткани и номера ниток (табл. 2). Номер машинной иглы обозначается на ее головке либо на коробочках, в которых иглы продаются.

Игла для швейной машины должна быть острая, ровная, без изгибов. Ушко ее и желобки должны быть хорошо отшлифова­ны, так как в противном случае игла будет рвать нитку.

Установка иглы. Машинная игла имеет головку, с помощью, которой она закрепляется в игловодителе. Закрепляя иглу в игло- водителе, необходимо следить, чтобы короткий ее желобок был обращен в сторону того конца челнока, который будет захваты­вать образуемую петлю. Вставлять иглу в игловодитель нужно до отказа, так как иначе она не будет крепко держаться и нару­шит правильную работу машины. Если игла стоит выше или

ниже нормального положения, то машина будет пропу­скать стежки. Возможны также поломки иглы и обрывы нитки.

Заправка верхней нитки. Катушку с нитками ставят на стержень 2 для катушки (рис. 6). Нитку с катушки проводят сквозь прорезь 8 нитенаправителя (рис. 7). Затем вниз, слева направо, между натяжными тарелками 3 и заводят за пружину 4. Затем нитку направляют вверх, слева направо, пропускают сквозь ушко нитепритягателя 6, далее — в нижней части фронтовой до­ски 9 — сквозь ушко нитепритягателя 10 в направитель (крю­чок) 12 нитенаправителя и выводят сквозь ушко иглы со стороны длинного желобка.

    № ниток   № игл  
Ткани бумаж­ных льняных шелко­вых  
Шифон, крепдешин, батист, тонкое полотно и т. п……………………………… 100   8—30 9  
Тонкие сорта коленкора, тонкие шелковые ткани и т. п………………… 100-80 30—24 11  
Простынное полотно, коленкор, мус­лин, шелк и т. п. …… 80—60 20 14  
Легкие шерстяные ткани, сатин, си­тец, тяжелые сорта шелка . . . 60—40 33—25 16—17  
Костюмные шерстяные ткани, тик, сукно средней толщины …. 40—30 20—25 18  
Толстые шерстяные и грубошерст­ные ткани, плотное сукно и т. п. 30-24 80-60 18 19  
Грубое сукно, бобрик . . . . 20—16 60-40 21  
Очень тяжелые и грубые ткани . . 16— 8 20-24 22  

Правильная заправка нитки обеспечивает бесперебойную ра­боту машины.

Следует обращать внимание на качество катушек и ниток. Если у катушки изломаны края или она с трудом вращается во­круг стержня, возможны обрывы нитки и плохая строчка. Нитка для шитья на швейной машине должна быть крепкой, без узлов и утолщений и не слишком скрученной.

Регулировка натяжения верхней нитки. В зависимости от толщины и плотности ткани ниткам придают различное натя­жение.

Для регулировки натяжения верхней нитки в головке маши­ны имеется специальный регулятор натяжения 2 (рис. 7). Завин­чивая гайку этого регулятора, мы усиливаем нажим пружины, а следовательно, и натяжение нитки; отвинчивая гайку, наобо­рот, ослабляем натяжение.

Кроме регулятора натяжения, в головке машины имеется приспособление для ослабления натяжения нитки, которое дей­ствует при подъеме лапки. Подняв прижимную лапку 1, мож­но спокойно вынимать работу, не боясь согнуть или сломать иглу.

От натяжения ниток в значительной степени зависит качест­во строчки; слабо натянутая нитка дает слабую, неплотную строчку, а при сильно натянутой нитке строчка будет слишком плотная. Иногда при сильном натяжении ниток машина обра­зует сборки.

Если натяжение верхней и нижней ниток неодинаково, то ма­шина начинает образовывать петли, или, как говорят, петлять.

Следовательно, для бесперебойной и правильной работы ма­шины необходимо хорошо отрегулировать натяжение ниток.

Заправка нижней нитки. Для заправки нижней нитки откры­вают защелку шпульного колпачка и вынимают его из челноч­ного устройства. Шпульный колпачок нужно вынимать снизу — под рабочим столом или через отверстие в платформе, которое закрывается специальной металлической задвижкой.

Повернув шпульный колпачок открытой стороной книзу, осво­бождают защелку, и шпулька легко выходит из колпачка. Намо­тав на шпульку нитки с помощью приспособления для наматы­вания, ее снова вставляют в шпульный колпачок. С этой целью его поворачивают открытой стороной вверх, поднимают защел­ку и вставляют шпульку так, чтобы конец нитки спускался вниз с левой стороны, а при сматывании нитки шпулька вращалась против часовой стрелки.

Уложив шпульку, нитку отводят в прорезь шпульного кол­пачка под пружину натяжения и в выводное ушко на ее конце. Заправленный шпульный колпачок вставляют в корпус челнока на центровой штифт. При этом установочный палец помещают против зарубки в верхней части корпуса челнока и, нажимая на челнок, продвигают его по штифту до тех пор, пока установоч­ный палец не войдет в зарубку и шпульный колпачок не защелк­нется.

Затем, держа левой рукой конец верхней нитки, вращают правой рукой маховое колесо к себе до тех пор, пока игловоди- тель не опустится до нижней точки и снова не поднимется до верхней. При этом верхняя нитка захватывает нижнюю (челноч­ную) и вытягивает ее наверх.

Обе нитки отбрасывают назад на транспортер ткани. Подло­жив ткань под иглу и опустив лапку, приступают к шитью.

Регулировку натяжения нижней нитки производят при по­мощи винта, прикрепляющего натяжную пружину к шпульному колпачку. Вращая винт вправо, усиливают натяжение, а влево— ослабляют.

Натяжение нижней нитки должно соответствовать натяже­нию верхней. Однако нижнее натяжение более постоянно и не так часто нарушается. Об этом следует помнить при исправле­нии плохой строчки, которая чаще всего бывает вследствие не­правильного натяжения верхней нитки.

Установка и регулировка лапки. С помощью лапки ткань прижимается к игольной пластинке и транспортеру ткани. Для того чтобы ткань правильно и бесперебойно продвигалась впе­ред, нужно правильно установить высоту лапки, а затем подо­брать необходимую силу нажима.

Правильность установки лапки регулируют винтом, с по­мощью которого стержень лапки укреплен на кронштейне. Силу нажима лапки регулируют винтом, имеющимся на голов­ке машины; завинчивая его, усиливают нажим пружины и лапки.

Во время шитья лапка должна хорошо прижимать ткань к транспортеру, чтобы обеспечить нормальное продвижение ее.

Регулировка величины стежка. Размеры стежка устанавли­ваются в зависимости от характера работы. Величину стежка регулируют с помощью рычажка, который имеется в прорезе ру­кава машины. Для увеличения стежка нужно ослабить винт этого рычажка и передвинуть его вниз. Установив величину стежка, винт рычажка тщательно закрепляют.

Общие правила пользования швейной машиной

Перед началом работы на швейной машине нужно внима­тельно осмотреть и проверить исправность ее частей. При этом особое внимание надо обращать на следующее:

  • исправность иглы и катушки;
  • качество ниток, правильность их заправки и равномер­ность натяжения;
  • состояние шпульки и наматывание на нее ниток;
  • установку челнока и шпульного колпачка (проверить, нет ли чрезмерного качания);
  • установку и закрепление иглы и лапки;
  • установку регулятора стежков;
  • смазку машины.

Во время шитья на машине не следует тянуть ткань руками или подталкивать ее под лапку.

Швы и утолщенные места нужно прошивать осторожнее, что­бы не сломать иглы.

По окончании работы машину нельзя оставлять с поднятой лапкой. Под лапку нужно подложить лоскуток ткани и закре­пить его опущенной иглой.

Машину нельзя вращать с опущенной лапкой, когда нитки заправлены, а ткань не подложена.

Необходимо правильно вкладывать шпульный колпачок и внимательно проверять его установку. Если машина начинает стучать, ее надо тщательно прочистить и смазать.

Дефекты в работе швейной машины

Слабая строчка. Слабой строчкой называют такую строчку, при которой лоскуты ткани в шве недостаточно прижаты друг к другу, хотя переплетение ниток происходит правильно. При слабой строчке между сшитыми лоскутами ткани, если их слег­ка оттягивать друг от друга по шву, видны нитки стежков.

Причиной слабой строчки является недостаточное натяжение обеих ниток.

Тугая строчка. При слишком сильном натяжении обеих ни­ток получается тугая строчка, и машина делает сборки, особен­но на легких и тонких тканях. Определить этот дефект, если он не виден на глаз, можно, натянув шов, который при этом будет трещать, а нитки могут разорваться.

Петляние машины. Машина может петлять, т. е. образовы­вать петли сверху и снизу. Если узелки будут образовываться сверху,— машина петляет снизу, и наоборот.

Происходит это вследствие неравномерного натяжения обеих ниток. Чтобы избавиться от этого дефекта, надо правильно отре­гулировать натяжение обеих ниток.

Грязная строчка получается в том случае, если машину после чрезмерной смазки плохо протерли. Чаще всего загрязнение ни­ток происходит в челночном механизме и под ним, где скопляет­ся много пыли и волокон ткани. Нитки, проходя через загряз­ненные части машины, загрязняют и портят строчку. Чтобы избежать грязной строчки, надо тщательно прочищать машину.

Косые стежки, располагающиеся не по прямой линии, а на­искось, получаются в следующих случаях: 1) когда заправлены нитки неодинаковой толщины; 2) шатается игловодитель или транспортер ткани; 3) неравномерна подача ткани на гребенку транспортера; 4) неровно установлена или стерлась с одной сто­роны гребенка транспортера.

Обнаружив косую строчку, необходимо проверить толщину верхней и нижней ниток. Устранить шатание игловодителя и транспортера может только механик.

Пропуск стежков. При этом дефекте в работе машины пере­плетение ниток происходит не при каждом проколе ткани, вслед­ствие чего некоторые стежки получаются большими. Это зави­сит, главным образом, от неправильной работы иглы или чел­нока, а также вследствие неправильной их установки.

Пропуски стежков бывают часто в тех случаях, когда игла слишком отдалена от челнока или расположена слишком близко к нему и цепляет за него; тогда необходимо переставить игло­водитель и правильно установить высоту иглы. Кроме того, про* пуск стежков бывает в случае неправильного подбора иглы, а также если игла искривлена или тупа. Проверив иглу, надо также проверить, не слишком ли велико отверстие в игольной пластинке и правильно ли проходит игла в середине игольного глазка лапки и пластинки. Если отверстие слишком велико, игла вминает ткань в глазок пластинки. В этом случае необходимо заменить игольную пластинку.

Плохое продвижение ткани зависит также от состояния и установки транспортера ткани и лапки. Если ткань продвигается слишком медленно, то стежки получаются мелкие и неодинако­вой длины. В таких случаях прежде всего надо поставить на ме­сто регулятор величины стежков и хорошенько закрепить его винтом. При исправном регуляторе проверяют остальные дета­ли, при помощи которых ткань продвигается в машину.

Сбивание ткани из-под лапки вниз. Чтобы строчка во время шитья была равномерной и прямой, ткань надо передвигать точ­но поперек платформы. Линия строчки всегда должна быть параллельна лапке.

Иногда ткань сбивается из-под лапки в сторону, и тогда очень трудно добиться правильной строчки. Чаще всего это про­исходит вследствие перекоса лапки, а также если она шатается. Поэтому большое внимание надо уделять регулированию лап­ки и правильному ее подбору, а также следить за ее состоя­нием.

Поломка иглы. В большинстве случаев игла ломается вслед­ствие невнимательного и неаккуратного обращения с машиной со стороны работающего на ней. Чаще всего это бывает в сле­дующих случаях: 1) игла искривлена или установлена слишком низко; 2) лапка закреплена неправильно, вследствие чего она закрывает отверстие игольной пластинки; 3) ткань продвигается в тот момент, когда игла находится в ней; 4) работающий во время пошива тянет ткань или неаккуратно прошивает швы и утолщенные места, а также небрежно вытягивает ткань из-под лапки; 5) крышка челночного комплекта плохо укреплена и шатается,— необходимо следить, чтобы эти детали всегда были хорошо закреплены.

Обрыв верхней нитки происходит вследствие многих причин. Чтобы не было обрывов, необходимо пользоваться нитками надлежащего качества и следить за тем, чтобы катушка правильно вращалась на стержне. Заправляя нитку, надо проверять состояние нитенаправителей, ушка нитепритягателя и тарелочек регулятора (нет ли на них царапин, заусенцев и ржавчины). Кроме того, надлежит проверить правильность установки иглы, нитепритягивателя, лапки и игольной пластинки, просмотреть, нет ли дефектов в игольном глазке. Причиной обрыва верхней тики может также быть неправильность челночного ком­плекта.

Обрыв нижней нитки. Нижняя нитка чаще всего обрывается вследствие неправильной ее заправки, чрезмерного натяжения и неправильного вращения шпульки. Необходимо следить, чтобы нитки были равномерно намотаны на шпульку и чтобы шпулька была правильно уложена в челнок.

Если в машине окажутся более сложные неисправности, не­обходимо вызвать механика.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top