Искусство давать прочное основание своим мыслям и чувствам, посредством видимых знаков или письмен, есть один из величайших даров Творца.
Посредством его мы можем древнейших предков и отдаленнейших современников представлять себе как бы живыми и умственно дружить с мудрецами всех веков. Что в древности мыслили и чувствовали люди мудрейшие, о том и мы можем рассуждать вместе с ними и сочувствовать им. Таким образом их опыты становятся нашими, и, сообразуясь с высоким полетом их ума, мы можем достигать такой высоты, о которой, предоставленные самим себе, вероятно, и не подумали бы.
Впрочем, и чтение имеет свои опасности и юношам может причинять неизлечимые раны, особенно в наши дни, когда появляется на свете так много вредных книг. Поэтому при выборе книг для чтения требуется большая осторожность. Воспитатель не должен обманываться ни благозвучным и многообещающим заглавием книги, ни одобрением какого-нибудь журнала или самого сочинителя, но должен ставить себе непременным правилом — никакой книги не давать в руки ученикам, пока сам не прочтет ее до конца, не узнает ее со всей точностью и не найдет подходящий к личному их состоянию, как в умственном, так и в нравственном отношении.
Есть примеры, что сочинения, написанные для юношей, сберегали содержавшийся в них яд до последних страниц, где он оказывается тем вреднее, чем более юный читатель в продолжение чтения полюбил писателя за какие-либо совершенства книги. Пусть даже во всяком отношении можно положиться на благонамеренность сочинителя, и тогда, однако же, не все годится для всех, и только внимательный воспитатель или учитель может точно определить, что полезно для их воспитанников.
Надо внушать детям, чтобы они и в последующие годы относительно своего чтения советовались с умными и истинно добрыми людьми и, прежде нежели приобретут себе какую-нибудь новую книгу для чтения, спрашивали их мнения. Если бы на рынке продавали вместе со здоровыми съестными припасами также много вредных и смертоносных, то кто был бы столько легкомыслен, что, без всякой осмотрительности и без расспросов о них, стал бы брать, какие попадутся, и потом немедленно употреблять их в пищу!
Наставник по многим причинам должен предостерегать и предохранять своих учеников от вредного многочтения. Кто читает слишком многое и все, что попадается ему в руки, тот, верно, встретится с дурными и пагубными книгами; и так как такие люди большую часть книг прочитывают только поверхностно, то с их умом случается то же, что бывает с телом, когда человек принимает более пищи, нежели может переварить его желудок.
«Не многое, но много читать нужно»,— говорили древние; и очевидно, тот выигрывает гораздо больше, кто одну хорошо выбранную книгу прочитал надлежащим образом и совершенно понимает дух сочинителя, нежели тот, кто приобретает много книг, но при чтении каждой останавливается на одной только поверхности.
Так как беспорядочная страсть к чтению есть одна из главных болезней нашего века, то заблаговременно нужно приучать воспитанников, чтобы они каждую хорошую и полезную для них книгу читали не скоро, с размышлением, и притом старались точно уразуметь как ход мыслей во всей книге, так и отдельные, более важные части ее.
Для этого надо внушать воспитанникам, чтобы они никогда не довольствовались однократным прочтением хорошей книги. В первый раз мы обыкновенно еще поверхностно знакомимся с порядком мыслей и различными особенностями сочинителя, а поэтому с нами бывает то же, что с путешественником, который в первый раз объезжает чужую землю — оставшиеся впечатления скоро перемешиваются и затемняются.
Но если мы, при первом чтении ознакомившись с духом сочинителя, потом снова читаем его книгу, то сами часто удивляемся, как многое при первом чтении ускользнуло от нашего внимания; тогда не только яснее, но и гораздо глубже понимаем мы содержание книги, притом неоднократно прочитанное надолго остается в нашей памяти. Что касается особенно важных сочинений, то третье и каждое последующее прочтение будет приносить нам новые и новые выгоды.
Достаточно образованных воспитанников очень полезно приучать к тому, чтобы приобретенные в ходе чтения познания они записывали на бумаге. Для этой цели одобряются:
а) выбор и выписывание лучших и примечательных мест, с разделением и расположением их по определенным статьям;
б) составление записок, в которых было бы показано, в каких сочинениях находится что-нибудь осо-
бенно ценное об известном предмете. При этом для облегчения поиска мест должны быть точно замечаемы не только параграфы, но и издание, и том книги;
в) составление конспектов известных сочинений. В этих конспектах содержание сочинения отделяется от его изложения, как в анатомии — кости от кожи и тела, и таким образом ход мыслей сочинителя изображается, как голый остов, который легко можно рассмотреть. Ученик может производить такие опыты сначала над некоторыми частями книги, а потом мало-помалу обзор его может расшириться и на целую книгу. Воспитанник еще больше получит пользы, если ход мыслей будет представлять в виде таблицы: тем самым не только облегчится обзор сочинения в целом, но скоро сделаются заметными и какие-либо пропуски или недостатки его.
Само собой разумеется, что и среди хороших сочинений не все достойны такого внимательного чтения; а в обыкновенных кучах щебня и песка никто и не станет искать золота. Кто привыкнет читать благоразумно выбранные книги, тот не только научится читать каждую книгу с надлежащим вниманием, но и соберет для себя богатый запас знаний. Хотя впоследствии он, может быть, и не будет во всем согласен со своим прежним вкусом, однако припоминание и пересматривание этих трудов всегда будет доставлять ему внутреннее удовольствие и пользу.