Здесь применимо все, что было сказано о воз­буждении, руководстве и образовании чувств. Что­бы не просто учить слушателей, но и затрагивать их сердца, учителю надо самому проникнуться своим предметом. В сем случае это главное дело. Римский поэт говорит: «Если хочешь, чтобы я плакал, плачь прежде сам». И опыт всегда подтверждает то же.

Нежные души детей не могут не сочувствовать своему учителю, если искренно ему преданы и видят, как сильно душа его проникнута преподаваемым предметом. Но совершенно противное бывает дейст­вие, когда его чувствительность есть только при­творная. Дети очень хорошо умеют отличать истин­ную чувствительность от притворной, и ничто не производит на них столь дурного впечатления, как лицемерие учителя.

Итак, что же делать? Учитель! Старайся, через частое и благонамеренное исследование тех истин, которые ты преподаешь детям, все глубже постигать их и более согревать ими свое сердце; старайся, что­бы твое поведение с каждым днем очевиднее согла­совывалось с правилами истины и долга; будь мужем молитвы и каждый день оживляй в себе твердую ре­шимость по мере своих сил быть полезным для уче­ников твоих!

Тогда не нужно будет тебе притворяться и под­страиваться; тогда, при полноте твоего сердца, уста будут отверзаться сами собою, и ни одно твое слово не упадет на землю без пользы.

Для того чтобы действовать на сердце учеников, учитель не должен употреблять ни отвлеченных вы­ражений, которые требуют зрелого размышления, ни двусмысленных острот, ни развлекающих намеков, ни даже ораторских распространений и украшений, но должен говорить просто, понятно и ясно. Этому преимущественно служат хорошо отобранные пове­ствования, примеры и подобия. Так поступал Гос­подь Спаситель наш в Своих повествованиях, напри­мер: о блудном сыне, о милосердном самарянине, о богатом сластолюбце и т.д. Иди и ты делай то же!

Воспитателю никогда не надо довольствоваться только возбуждением чувств, ибо то, что цветет в сердце, должно приносить полезный плод и в воле. Бесплодная чувствительность не только бесполезна, но может быть и очень вредной. Для того чтобы чув­ства сделать плодотворными, недостаточно одного возбуждения в сердце учеников вообще добрых на­мерений, ибо эти намерения часто, едва являясь, опять пропадают, не оставляя по себе никакого следа.

Напротив, каждое доброе намерение должно быть точно связано с определенным предметом, вре­менем, местом и другими обстоятельствами. «Смот­рите,— скажет учитель детям,— с этого времени и вы должны то-то делать, а того-то избегать; здесь, там, при таком-то столкновении случаев должны вы так-то поступать и т.д.» Когда же эти обстоятельст­ва встретятся на самом деле, тогда он с любовью должен напоминать детям о предпринятых ими на­мерениях и особенно обращать внимание на благово­ление к ним Отца Небесного, если они пойдут путем Его заповедей, в чем утешительно уверяет их собст­венная совесть.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top