Впрочем, даже если юноша получил самое хоро­шее воспитание, и тогда он, по окончании его, имеет нужду в предостережениях и напоминаниях, кото­рые, как отеческий подарок, должен взять с собой и свято сохранить навсегда, ибо перед ним, предостав­ленным самому себе, лежат пути скользкие и окру­женные опасностями.

Эти напоминания надо приспосабливать, с одной стороны, к личным свойствам воспитанника, с дру­гой — к тем обстоятельствам и опасностям, с кото­рыми он скоро должен будет встретиться. Но каж­дый воспитанник, получающий свободу действий, обязан глубоко полагать в своем сердце следующие наставления. Надо особенно предостерегать его:

а)   от неосторожного знакомства и вредных или опасных связей. И самые благородные, высокие ду­ши чувствуют большую потребность в дружеской связи с другими, чтобы вместе с ними, в искреннем единении сердец, проходить путь этой жизни, на­полненной столь многими искушениями, и взаимно помогать друг другу в преодолении их.

Счастлив юноша, если ему будет сопутствовать друг истинно благородный, как некогда юному св. Григорию Назианзину сопутствовал свт. Василий Великий! Но кто не знает, как опасно заводить дружбу без надлежащей осторожности!

Сколько юношей, подававших прежде большие надежды, от худых знакомств лишились имения, че­сти, успехов в науках, доброй нравственности и даже веры! Кто не знает также, как пагубна особенно преждевременная откровенность с лицами другого пола! Как легко невинное сердце попадает в сети, от которых после часто невозможно бывает освободить­ся! Хотя бы этого и не вышло, но подобная дружба, продолжающаяся без благоразумной осмотрительно­сти, только по чувственным побуждениям, обыкно­венно влечет за собой весьма печальные последствия;

б) от худого чтения. Теперь, когда литературная почва произвела так много ядовитых растений, мо­лодой человек не должен читать ни одной неизвест­ной книги, не спросив прежде о ней опытного и зна­ющего друга. Ниже об этом столь важном предмете будет сказано более;

в) от праздности и от опасных забав, особенно от беспорядочных, веселых собраний. А как мало в свете веселых собраний, где не нужно было бы опасаться вреда для чистых и строгих нравов! Как часто и луч­шие по видимости собрания, после долгих часов обще­принятых увеселений, платят своим любителям только внутренней пустотой, скукой, досадой или развитием порочных наклонностей! Не бывает ли даже и таких собраний, над входом в которые надо надписывать большими буквами: «Назад, в ком есть еще стыд!»

г) от безрассудного подражания. Хотя никакой человек, особенно юноша, не должен выделяться и чудачествовать, но, следуя здравому рассуждению, должен сообразоваться с лучшей частью своих свер­стников и с людьми одного с ним состояния, однако этого надо придерживаться в том только случае, ес­ли не противоречит святой вере. А иначе ему надо ставить в пример Моисея, который, придя в воз­раст, отказался называться сыном дочери фара­оновой и лучше захотел страдать с народом Бо- жиим, нежели иметь временное греховное наслаж­дение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр. И, 24-26).

Воспитатель должен ознакомить своего ученика, вступающего в общественную жизнь, с лучшими средствами, которыми он всегда мог бы оживлять и питать в себе чувство благочестия. Со всей искрен­ностью и силой нужно внушать ему то, что особенно важно, а именно:

а)    ревностное упражнение в делах благочестия, частую молитву, ежедневное испытание совести, благоговейное участие в Святых Таинствах Покая­ния и Причащения, удаление от каждого, кто сты­дится святой веры и ее Таинств. Как некогда из­бранные ученики Христовы, так и каждый благо­воспитанный юноша из глубины души должен гово­рить: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь гла­голы вечной жизни (Ин. 6, 68);

б)   знакомство с истинно добрыми и благородны­ми мужами, не только живыми, но и умершими, чей дух навсегда верно сохраняется для нас в их писани­ях. Каков твой круг общения и каково любимое твое чтение, таким точно будешь и ты сам.

В заключение этой части предложу несколько наставлений одного доброго отца, данных им своим сыновьям и дочерям: «Мы ходим по могилам, не представляя, что с прахом, клубящимся под нашими ногами, поднимается вместе и тот прах, который не­когда был одушевлен, и что души, которые он обле­кал, уже совершили свое поприще. Сложив с себя земной покров, они все услышали приговор истины и, слыша сей голос, пошли одна туда, а другая в дру­гое место. Скоро, любезные мои дети, и мы совер­шим наше поприще. Тогда и мы услышим приговор истины и по гласу его пойдем каждый своим путем, туда или в другое место. Тогда уже нам нельзя бу­дет выбирать.

Поэтому, дети мои, прошу и заклинаю вас Страшным Судом Божиим и милосердием Сына Божия: помните всегда и искренно размышляйте о том, что одно необходимо! Избирайте благую часть!

Удаляйтесь мира, ничтожные удовольствия кото­рого учит презирать и земная мудрость. Удаляйтесь мира, который не следует за Иисусом Христом, и ис­поведуйте Господа перед людьми, чтобы и Он вас не­когда исповедал перед Своим Небесным Отцом. О, берегитесь ложного стыда, который стыдится Свято­го! Это — порча души; это — постыдное малодушие.

Когда распятый Господь Иисус придет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда Он сядет на престоле славы Своей, и перед Ним соберутся все народы; тогда как стыдно будет тому, кто здесь сты­дился Его, кто отвергал Его, поносил Того, Кото­рый есть над всем Бог, благословенный во веки! Тогда будет он взывать к горам: “Падите на нас!” и к холмам: “Покройте нас!”

О, любезные мои дети! Исповедуйте Господа Спасителя вашими устами с полной свободой в слух мира. Смело исповедуйте Его вашим поведением перед очами мира, и да просветится свет ваш перед людьми. Исповедуйте Его в ваших душах покорно­стью из любви, бдением и живым страхом. Не воз­носитесь в сердцах ваших, видя падение ближнего: вы одного с ним происхождения, так же слабы и склонны к падению по природе, как и он. Ничего не цените выше добродетели. Не давайте ослабевать рукам вашим и дремать глазам вашим. Дети мои! Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6, 10).

|
Copyright © 2020 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top