Хотя первоначальное согласие наших наклоннос­тей и их прямое направление к Богу расстроено гре­хом, однако посредством этого не уничтожились нравственные способности, вложенные Творцом в душу человека. Это доказывает детский возраст. Он еще не осквернен господствующими в мире грехов­ными страстями, и в детской душе еще находим мы некоторые довольно ясные черты помраченного че­рез грех образа Божия.

Совокупность этих следов первобытной невин­ности и делает для нас детей настолько любезными и приятными. Нас влечет и привязывает к ним не одна приятность лица; основанием этой привязанности служат те свойства невинной детской души, которые обнаруживаются во внешности и выражаются на их лице. От этого читатель так охотно останавливается на том месте, где описывается, как Богочеловек Сам призывал детей к Себе, обнимал их, возлагал на них руки и преподавал им Свое Божеское благословение (Мк. 10,13-16).

Главные черты невинной детской души следую­щие: искренняя доверчивость, непритворное смире­ние, охотное признание своей зависимости от дру­гих, сердечная привязанность к своим родителям и полная преданность им, простота, ничем не возму­щаемая откровенность и прямодушие, чуждое вся­кой зависимости благожелательство ко всем и весе­лая живость.

Эти детские свойства таковы, что и наше сердце, уже испорченное многими греховными желаниями и чувствами, должно стремиться опять приобрести их. Спаситель говорит: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Блаженна та душа, которая среди беспокойств настоящей жизни сохра­нила эту небесную драгоценность или, обратившись к Богу, опять приобрела ее!

Родители должны не только охранять эти неж­ные цветы детства, чтобы не подкралась к ним ка­кая-нибудь змея и не отравила их ядом греха, но и всеми мерами стараться, чтобы эти цветы все более и более раскрывались, совершенствовались и прино­сили плоды. Средства, служащие этому, можно раз­делить на два вида: на предохранительные и собст­венно образовательные.

Относительно предохранительных средств мож­но заметить, что прекрасные свойства невинной дет­ской души теряются по следующим причинам:

а) от слишком строгого, более жесткого, нежели отеческого, обхождения с детьми. Прежде не раз было замечено, что воспитание не должно расслаб­лять или изнеживать детей, но должно быть благо­разумно строгим. Главное свойство невинного детст­ва, то есть любовь, может быть питаемо и усовер­шенствованно только любовью. Поэтому если дети всегда слышат одни угрозы и упреки и подвергают­ся неумеренным наказаниям, то сердце их естествен­но делается холодным, душа грубеет и все существо унижается чувством тяжелого рабства;

б) когда родители не могут возбудить в своих де­тях уважение к себе. Как могут развиваться упомяну­тые свойства детского сердца, если дети видят в своих родителях явно безнравственные качества, например: пьянство, обман и лукавство, грубые порывы гнева, или если родители на глазах своих детей ссорятся, бранятся, проклинают друг друга и, может быть, даже самим делом оскорбляют один другого и т.п.;

в) от проявления явного родительского пристра­стия, когда родители ласкают одного из своих детей, оскорбляя тем самым других. От этого равно терпят вред как любимцы, так и пренебрегаемые. Отсюда видно, почему воспитание часто бывает неудачно, особенно в тех семействах, где дети происходят от разных супружеств. Очень трудно неродному отцу или неродной матери оказывать совершенно равную любовь как чужим, так и своим родным детям, а еще труднее удерживаться от всякого проявления прист­растия;

г) от слишком раннего и одностороннего образо­вания разума и от недостаточного или превратного образования сердца. Особенный вред наносят де­тям, если с ранних лет возбуждают в них наклон­ность к умничанью;

д) от худой привычки или, может быть, даже от намеренного побуждения детей к притворству, лице­мерию, обману и т.п. Невинность детства чрезвы­чайно быстро разрушается пороком нецеломудрия. Впрочем, об этом сказано будет после.

Бесконечно премудрый Творец являет Свое по­печение о пробуждении прекрасных свойств детства и в том, что, по Его Божественному определению, ребенок является на свет таким бедным и бессиль­ным, а сердце родителей, и особенно нежное сердце матери, имеет удивительную любовь к ребенку. И счастливо новорожденное, нежное дитя, если ему достается истинно добрая и чувствительная мать!

Любовь, с какой она ласкает своего ребенка и пе­чется о нем, есть для него то же, что для нежных рас­тений благоприятная весна; кроткий взор матери для него есть как бы весеннее солнце. Тогда Богом поло­женные в душу ребенка семена скоро возрастут и прекрасно поднимутся вверх. Хотя душа ребенка до времени и не осознает себя, но это продолжается не долго; скоро она с неподражаемой приятностью от­ражается на устах и в первой радостной улыбке встречается с восхищенным взором матери.

Когда ребенок подрастет и мало-помалу достиг­нет некоторого самосознания, тогда возбужденная в сердце его любовь с каждым днем все будет более развиваться и при благоприятствующих внешних об­стоятельствах наконец расцветет во всех тех прояв­лениях, которые мы назвали прекрасными свойства­ми невинного детства.

Очень невыгодное, по-видимому, время детской беспомощности составляет для ребенка величайшее благодеяние. Чтобы стало бы с образованием рода человеческого, если бы ребенок, подобно молодому животному, спустя несколько недель мог убегать от своих родителей и жить сам по себе!

А теперь, по причине медленного укрепления физических и нравственных сил, ребенок много лет находится в совершенной зависимости от родителей или воспитателей, и та постоянная и живая любовь, с какой родители пекутся о ребенке, пробуждает в душе его росток всего благородного и произращает прекрасные цветы, из которых по достижении со­вершеннолетия родятся благословенные плоды.

Прочие средства, способствующие образованию прекрасных свойств детской души, объясняются из выше приведенных замечаний о предохранительных мерах. Заслуживают особенного внимания следую­щие предметы, необходимые для сохранения пре­красных свойств детской души:

а) благоразумная любовь в обхождении и с каж­дым из детей порознь, и со всеми вместе. Даже са­ми наказания, назначаемые детям, всегда должны ясно выражать любовь к ним;

б) сохранение в детях веселости и стремления к деятельности;

в) правильное развитие способности чувств или сердца;

г) нежная забота о сохранении детской невинно­сти, о том, чтобы ни один порок своим дыханием не затемнил зеркала детской души;

д) особенно раннее возбуждение чувства веры, когда ребенок, насколько это возможно,— словами, взорами и движениями, особенно же представляю­щимся ему примером добрых родителей,— призы­вается к невидимому Отцу и вверяется Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top