Для того чтобы детей не только удерживать от худых поступков, но и поощрять к точному испол­нению долга, всегда употреблялись награды. Сам

Бог, преблагий Отец и Воспитатель рода человече­ского, когда народ израильский находился еще в детском возрасте, обещал ему земное счастье и бла­госостояние, если будет верно соблюдать Его запо­веди и повеления; а нам, возрожденным водою и Духом и введенным в свободу чад Божиих, обещан также неувядаемый венец на небе. Даже и в этой жизни добрые дела сопровождаются счастливыми для нас последствиями.

Добродетельный человек не только избавляется от многих скорбей, какие рано или поздно неминуе­мо испытывает человек порочный, но еще приобре­тает себе доверие и благосклонность людей и тем прокладывает путь к своему счастью в обществе. А что всего важнее,— уповая на Бога, он ощущает в сердце своем такое спокойствие и утешение, перед которым все чувственные радости этого мира ничего не значат. Воспитатель должен не только обращать внимание детей на такие и подобные последствия хо­рошего поведения, но и показывать им эти последст­вия на жизненном опыте.

Например, воспитаннику совестливому пусть он поверит на слово, молчаливого пусть наградит своим доверием, рассудительному пусть поручит выпол­нить какое-либо почетное дело и вообще хороших поступков пусть не оставляет без одобрения.

Добродетель часто требует от нас очень тяжких трудов и жертв, а побуждения ко греху слишком сильны. Поэтому сомнительно ожидать от воспи­танников добродетельных поступков, особенно в детском возрасте, без приличных вспомогательных средств. При подобных обстоятельствах полезно употреблять награды. Но сама цель наград показы­вает, каковы они должны быть и чем надо руковод­ствоваться воспитателю при выборе и раздаче их:

а) в наградах не надо быть расточительным. Они должны служить знаком отличия и средством для поощрения. Но этой цели нельзя достигнуть, если раздавать их ежедневно. Мильтиад за спасение Гре­ции был награжден тем, что на картине, представля­ющей Марафонскую битву, изображен был впереди всех, и такое отличие имело свое действие. В позд­нейшие времена Димитрию Фалерейскому постав­лено было 300 статуй, и никто не обращал на это внимания. Не надо награждать за природные даро­вания и в том случае, когда само дело или естествен­ные его последствия для воспитанника довольно привлекательны;

б) если полезно или даже необходимо наградить, то, само собою разумеется, награда ни в каком отно­шении не должна быть вредной. Не нужно под ви­дом награды позволять детям неприличные игры или опасную вольность; равным образом не надо при­учать их к лакомству, тщеславию, желанию следо­вать моде и т.п.

Воспитатель, награждая, всегда обязан иметь в виду двоякую цель: изъявить воспитаннику свое удовольствие за прежнее его поведение и вместе с тем поощрить, чтобы он и впредь вел себя похваль­но. При этом надо обращать внимание как на лич­ные качества воспитанника, так и на его настоящие потребности. Что приводит в восхищение ребенка, тем можно пристыдить юношу; для одного и того же человека тем сильнее нужны поощрения, чем труд­нее его подвиг;

в)   в наградах нужно разнообразие. Кто постоян­но награждает одинаковым образом, тот подвергает­ся опасности или возбудить в воспитаннике холод­ность к награде, или постоянно усиливаемую в нем склонность сделать господствующей.

Надо остерегаться того, чтобы не испортить ха­рактера детей и не приучить их все делать единст­венно за вознаграждение. Очень неприятно видеть, когда ребенок за каждый труд, составляющий его обязанности, требует награды или тогда только по­винуется, когда обещана ему награда. Поэтому ро­дители, требуя от детей исполнения их обязаннос­тей, отнюдь не должны заключать с ними каких-ли­бо договоров, но должны внушать им, чтобы они ве­ли себя хорошо по чувству своего долга, а на получа­емые награды смотрели не как на плату, а как на знак родительского удовольствия.

Благовоспитанный юноша должен считать высо­кой для себя наградой одобрение своих родителей и высочайшей — благоволение Отца Небесного: для него всего дороже должна быть сладостная надежда, что каждая с успехом выдержанная им борьба, каж­дый его добрый поступок вписывается в книгу жиз­ни и послужит для него как бы семенем, которое не­когда, в вечности, принесет обильные плоды.

Весьма важно то, как преподнести награду. По­дарок, сам по себе богатый, мы принимаем равно­душно, когда бросают его нам с видимой холоднос­тью или даже с неудовольствием. Напротив, самое маловажное бывает для нас дорого и незабвенно, ес­ли дается неожиданно, вовремя и притом с выраже­нием непритворного благорасположения.

Особенно при раздаче наград следует избегать всякого проявления пристрастия или расположения к одному предпочтительно перед другими. Извест­но, как огорчает это тех детей, которые считают се­бя нелюбимыми, и какие неприятные чувства рожда­ются в их душе от этого и к любимцу, и к самому на­ставнику. Правда, весьма трудно, а часто и вовсе не­возможно удовлетворить чрезмерной притязатель­ности не только детей, но и их родителей; а потому воспитатели и воспитательницы нередко день разда­чи наград встречают не с радостью, а с горестью.

Наконец, не нужно оставлять без внимания и то­го, какое действие награда произвела на воспитанни­ка. Заметив это, можно, с одной стороны, лучше по­нять его нравственный характер, а с другой — не­медленно предотвратить злоупотребление, какое мо­жет произойти из его отличия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top