Из вышесказанного ясно открывается необхо­димость благоразумного укрепления тела, посредст­вом которого оно сделалось бы способным к перене­сению неприятных впечатлений и к преодолению трудностей, встречающихся в каждом состоянии. Для этого молодой человек должен с ранних лет по­степенно приучать себя к разным невыгодным поло­жениям и трудностям жизни.

Но чтобы эти упражнения были согласны со здравым смыслом, надо придерживаться следующих правил:

а) укрепление тела всегда должно оставаться в пределах природы; человек многое может перено­сить, но не все;

б) надо также смотреть на индивидуальные свойства воспитанника: на его телесное сложение, здоровье и прочее. Из того, что какой-нибудь ребенок без вреда перенес что-нибудь трудное или опас­ное, никак не следует, что и другие дети способны к

этому же;

в) как все вообще образование, так и укрепление тела ребенка должно совершаться постепенно, от легкого к трудному. Иногда пропуск одной ступени может разрушить нежный организм ребенка;

г) если воспитанник презирает беспокойство и неприятные впечатления, надо дорожить этим. При : этом с осторожностью можно давать ему чувство­вать то преимущество, какое он снискал себе через приобретенное мужество. Всякое воспитание тогда только бывает успешно, когда воспитанник, по соб­ственному убеждению и расположению, ищет успе­хов в своем образовании;

д) наконец, то, на что особенно нужно обращать внимание при укреплении тела,— это истинное, как временное, так и вечное назначение человека. На укрепление тела никогда не нужно смотреть как на главную цель, но всегда как на средство. Мы долж­ны помнить главную свою обязанность в здешней жизни: Возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, и ближнего твоего, как самого себя

(Лк. 10, 27).

Хотя эта любовь не только состоит в кротких чувствах, но преимущественно должна выражаться в делах, никак не следует посредством чрезмерного с крепления тела делать человека совершенно нечувствительным и как бы не человеком. В этом случае языческая древность не должна служить для нас об­разцом для подражания. Древние спартанцы и римляне смотрели на человека как на средство, а на во­инское мужество,— как-на главную цель; напротив, христианская вера научила нас смотреть на человека совсем иначе, поэтому и наше воспитание должно иметь другое направление.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top