Адам, согрешив, утратил праведность и свя­тость, какими Бог украсил его, его тело и душа под­верглись повреждению, и на него произнесен суд: Ты земля, и в землю отойдешь (Быт. 3, 19).

Грех Адама и его вредные последствия преемст­венно переходят на всех людей; как потомки Адама, мы все по природе чада гнева, подверженные мно­гим трудам и скорбям, и, наконец, смерти. Хотя че­ловек и теперь еще имеет многие и различные спо­собности, но их первоначальное согласие разрушено: ибо плоть желает противного духу, а дух — про­тивного плоти (Гал. 3, 17).

По духу мы ощущаем в себе стремление к выс­шему, но чувственность сильно влечет нас к земле. Поэтому мы часто одобряем лучшее, а делаем худшее. Человек, предоставленный самому себе, подобен растению, которое очень сильно увядает, если не будет согреваемо солнцем и освежаемо росой и дождем.

Вследствие удаления от Бога беспорядок занял господствующее положение как в сердце каждого человека, так и в жизни целых обществ. Даже и не­одушевленная природа как бы невольно служит по­врежденному роду человеческому: она производит терния и сорняки, и с трудом можно выращивать на ней более благородные растения. И она, как бы на­ходясь в болезнях рождения, с сильным желанием ожидает дня своего обновления (см. Рим. 8, 22; Быт. 3; Сир. 40, 1—8).

История мира подтверждает сказанное порази­тельными фактами. Она показывает нам в человече­стве, предоставленном самому себе, всегда и везде:

а) самые жалкие заблуждения в понятиях о Бо­ге, о бессмертии, о достоинстве и назначении чело­века и т.п.;

б) опустошительные взрывы человеческих стра­стей, скотских похотей, алчного корыстолюбия и разрушительной гордости;

в) беспрестанно набегающий прилив всякого ро­да скорбей и бедствий;

г) наконец, всеобщее, всеми древними мудреца­ми признанное бессилие человека уничтожить по­всюду распространившееся зло.

Были и теперь есть воспитатели, которые в ре­бенке не хотят видеть ничего, кроме ростков добро­детели. Но против них говорят ясные изречения Божественного Откровения, так что их можно обличить в недостаточно основательном познании человека. Кто внимательно наблюдает за детьми, тот согласится, что уже с ранних лет в детях обнару­живаются не только слабость и легкомыслие, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, зависти и другие плохие проявления, которые, как ростки пороков, очень быстро размно­жаются, если этому не будет постоянного и твердого противодействия.

Впрочем, эта наклонность ко злу по-разному ви­доизменяется. Есть дети, в которых наследственное повреждение оставило только слабые признаки, между тем как в других оно показывает открытые раны и струпы: в детях часто обнаруживается склон­ность то к жестокости, то к наглому своеволию, то к воровству, то к суетной заботе нравиться и т.п.

Такое различие, без сомнения, зависит от орга­низации и темперамента ребенка, от влияния клима­та, от прежнего обращения с ним и воспитания, от примеров других и вообще как физического, так и нравственного влияния на него родителей, кормилиц и т.д. Но каким бы хорошим ни казался ребенок по природным свойствам, горе ему, если он не получит правильного воспитания и будет предоставлен только своим, постепенно раскрывающимся склонностям! Худые плоды скоро изобличат худое дерево.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top