Можно представить себе, как тяжело родителям, когда они видят своих сына или дочь на скамье под­судимых. Их родной ребенок, с которым они связывали столько надежд, совершил преступление! Не раз они будут спрашивать себя: почему это случилось? Пере­бирать в памяти все, что могло привести к такой беде. И к сожалению, обычно при этом обвиняют кого угод­но — школу, улицу, коллектив предприятия, обще­ственные организации. Но только не самих себя. А между тем беда — и это, думается, наглядно под­тверждается примерами, которые мы приводили выше,— начинается именно с семьи.

От родителей ребенок перенимает многие привыч­ки, отношение к окружающим. Вот пример. Отца 16-летнего подростка вызвали в школу. Много нелестных слов услышал он о сыне. Мальчик грубо, высокомерно относится к сверстникам, оскорбляет их. Вернувшись домой, отец стал распекать сына за такое поведение. Подросток молча слушал эти упреки, а потом вдруг поднял голову и сказал: «А ты-то как относишься к маме? Как ты ее обзываешь?» И отец ничего не мог возразить в ответ. Ведь он сам своим грубым, бестакт­ным отношением к жене преподал сыну «урок», как надо вести себя с окружающими людьми.

Нездоровая семейная обстановка неизбежно откладывает отпечаток на поведение ребенка. Если родители отличаются грубостью, несдержанностью, нечестностью, то нет, наверное, ничего удивительного в том, что со временем эти качества могут проявиться и у детей. Имея за плечами такой «багаж», подросток легко может совершить антиобщественный проступок и даже преступление.

Бывают семьи, в которых внешне все вроде бы выглядит благополучно, но стоит приглядеться внимательнее к взаимоотношениям родителей и детей и сразу замечаешь — между ними пролегла глубокая полоса отчуждения. Ребенок не считается с мнением отца и матери. Может обмануть их доверие. Откуда это? Ответ может быть только один: наверняка роди­тели в свое время допустили какой-то просчет в вос­питании ребенка. И что хуже всего, не стараются исправить его, этот просчет, равнодушно относятся к проделкам своего отпрыска. Иные родители, напро­тив, активно «воспитывают» своих детей, пользуясь при этом старыми, домостроевскими приемами: окри­ком, угрозой, кулаком. Ребенок растет запуганным, издерганным, нервным. А результат? Он как в первом, так и во втором случае зачастую бывает оди­наков — подросток отдаляется от родителей, чувству­ет себя чужим в семье, тянется на улицу, в сомнитель­ные компании, где может встретить и сочувствие и поддержку...

Почему же возникает отчуждение между родителя­ми и детьми? В одном из номеров журнала «Семья и школа» этой теме посвящены интересные размышле­ния заслуженного учителя школы РСФСР Н. Яковлева. Он попытался систематизировать причины отчуждения между отцами и детьми. Первая причина — жестокость отцов, несправедливость наказания, стремление неко­торых отцов добиться слепого подчинения детей их воле. Вторая — оскорбительное отношение мужчины к жене, что, как правило, вызывает у детей презрение к отцу-самодуру. Третья — систематическое пьянство отцов. Четвертая — несоответствие слова и дела (ска­жем, отец, на глазах у сына укравший чужую вещь, поучает мальчика, что надо быть честным). Пятая — попытка истинную родительскую заботу о духовном, трудовом и общем развитии детей подменить материальной щедростью. Шестая — стремление неко­торых отцов полностью или частично самоустраниться от воспитания детей, от ответственности за их учебу и будущее, взвалив все это на плечи своих жен. Совер­шенно справедливые упреки отцам! Хотя некоторые из них в одинаковой мере могут быть обращены и к матерям.

И дети предъявляют к родителям очень высокие требования. «Что я хочу от взрослых?» — на этот воп­рос предложила ответить своим юным читателям газе­та «Комсомольская правда». Вот выдержки из неко­торых опубликованных писем:

«Доверия! И больше ничего» (Зульфия Я., Таш­кент).

«Будьте, пожалуйста, справедливыми» (Валерий Лапин, Пенза).

«Будьте добрыми! Но не добренькими, не немедлен­но соглашающимися купить то-то и то-то. Такими быть намного легче» (Ольга Тучкова, Чебоксары).

«Будьте умными! Чтобы мы знали, что на самые серьезные наши вопросы вы сможете дать правильные и честные ответы» (Сергей Ушаков, Хабаровск).

«Больше заинтересованности в нас и требователь­ности к нам. Чтоб не списывали снисходительно «по возрасту» наши порой маленькие дела и поступки» (Лена Фролова, Курская область).

«Вы должны всегда быть нам примером... Но быва­ет так, к сожалению, не всегда... Многие взрослые забывают, как внимательно мы следим за тем, что и как они делают» (Саша Т., Магнитогорск).

Дети хотят видеть в родителях старших товарищей, которые всегда их поймут, вдумчиво разберутся в той или иной конфликтной ситуации, а не будут рубить с плеча. Что и говорить, много знаний, такта, житейской мудрости требуется от родителей, чтобы найти ту единственную меру требовательности к сыну или доче­ри, которая не унизит человеческое достоинство под­ростка, не заставит его с обидой отшатнуться от роди­телей. Отчуждение в семье зачастую приводит к тому, что ребенок выходит из-под контроля отца и матери. Это первый признак приближающейся беды. Не имея нравственной опоры в семье, предоставленный самому себе, подросток может встать на путь преступлений. Об этом родителям никогда нельзя забывать.

Для того чтобы вовремя разглядеть отклонения в поведении подростка и предупредить беду, родители должны постоянно поддерживать связь со школой. В школе дети не только получают знания основ наук, но и усваивают принципы коммунистического мировоз­зрения. Здесь они готовятся к производительному труду на благо общества. Вся система организации воспитательного процесса в школе направлена на то, чтобы всячески развивать способности подростков. Она обеспечивает нравственное, эстетическое и физическое воспитание несовершеннолетних. Мы уже говорили о том, что одним из условий, способствующих правонарушениям среди подростков, является безнадзорность. Для того чтобы улучшить надзор за несовершеннолет­ними, в нашей стране развивается сеть школ-интер­натов, школ и групп продленного дня. Уставом средней общеобразовательной школы, принятым 8 сентября 1970 г., предусмотрены меры по организации внеклас­сной и внешкольной работы с учениками. В процессе учебы изучается личность подростка, его склонности, увлечения. Не случайно о многих вновь появившихся чертах характера сына или дочери мать и отец впервые узнают от учителей. Необходимо, чтобы союз родите­лей и школы был постоянным. Это позволит найти какую-то единую линию воздействия на подростка.

Большой вклад в коммунистическое воспитание подрастающего поколения вносят молодежные общественные организации — пионерская и комсомольская. Они являются зачинателями многих добрых дел, спо­собствующих развитию у детей и подростков высокой сознательности, укреплению положительных взглядов и привычек, развитию в них активной жизненной по­зиции.

Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних — задача государственной важности. Здесь многое могут сделать и семья, и школа, и широкая общественность. Но действовать они должны совме­стно — только тогда их усилия принесут желаемый результат. Да и каждый из нас не должен оставаться равнодушным при виде подростка, который ведет себя недостойно. Остановить, разъяснить ему неправиль­ность его поведения — на это потребуется не так уж много сил и времени. А ведь порой именно такое стро­гое замечание может остановить подростка от более серьезного проступка...

Теперь расскажем о мерах специального преду­преждения правонарушений среди подростков. Этой кропотливой и ответственной работой занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних.

Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних образуются исполнительными комитета­ми Советов народных депутатов. В их состав входят депутаты Советов, представители профсоюзных, ком­сомольских и других общественных организаций, а так­же работники народного образования, профессионально-технического образования, здравоохранения, соци­ального обеспечения, органов внутренних дел, куль­турно-просветительных и других учреждений. В дея­тельности комиссий широко участвует советская об­щественность.

Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних проводят большую работу по предупреж­дению безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, а также по их устройству. Они выявляют и берут на учет детей и подростков, оставшихся без ро­дителей; несовершеннолетних, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, которые не занимаются воспитанием детей; подростков, оставивших школу и не работающих, а также других несовершеннолет­них, которые в силу тех или иных причин нуж­даются в государственной или общественной по­мощи. Комиссии принимают меры по устройству таких подростков в общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дома, школы для умствен­но отсталых детей, в семьи трудящихся для последую­щего установления опеки, попечительства. Впослед­ствии они обязательно контролируют, в каких условиях находятся дети, как ведется с ними воспитательная работа.

Комиссии по делам несовершеннолетних с особым вниманием относятся ко всему, что касается детей и подростков. К примеру, перевод или переход несовершеннолетнего, не окончившего 8 классов общеобразо­вательной школы, в школу рабочей или сельской мо­лодежи, а также профессионально-техническое учили­ще допускается в исключительных случаях только по согласованию с районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних. При решении вопроса о таком переводе или переходе она принимает меры к трудоустройству подростка. Точно так же несовершеннолетний не может быть исключен из школы или иного учебного заведения без согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Семнадцатилетний Павел Усков после школы по­студил на завод. Проработал два месяца и подал заяв­ление об уходе по собственному желанию. Однако ад­министрация не стала его увольнять, а сообщила о случившемся в комиссию по делам несовершеннолет­них. Почему? Дело в том, что в отношении работающих подростков законом установлен ряд правил, направ­ленных на дополнительную защиту их прав. Так, увольнение по инициативе администрации лиц моложе 18 лет при соблюдении общих правил может быть про­изведено только с согласия районной (городской) ко­миссии по делам несовершеннолетних. Даже если мо­лодой рабочий подал заявление об уходе по собствен­ному желанию, комиссия обязательно разбирается в причинах его такого решения и принимает меры к тому, чтобы оставить подростка на предприятии. Если это оказывается невозможным, то несовершеннолетнего трудоустраивают в другом месте. В приведенном нами случае Ускова вызвалив комиссию по делам несовер­шеннолетних и спросили: почему он решил уйти с завода?Юноша ответил, что ему приходится заниматься малоинтересным, бесперспективным делом. А он очень хотел бы работать на станке.

Как показала проверка, такая возможность была. Ускова устроили учеником токаря. После этого он за­брал свое заявление об уходе и остался на заводе.

Как мы знаем, закон проявляет большую гуман­ность по отношению к несовершеннолетним правонару­шителям. К ним применяются принудительные меры воспитательного характера. Они могут быть осуждены к наказанию, не связанному с лишением свободы. Не­редко исполнение приговора в отношении их отсрочи­вается на определенный срок. Во всех этих случаях ко­миссия по делам несовершеннолетних совместно с ор­ганами внутренних дел осуществляет наблюдение за поведением подростков. Под таким контролем также находятся подростки, досрочно освобожденные от от­бывания наказания, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных уч­реждений, отбывшие наказание в воспитательно-тру­довых колониях.

Какие дела рассматривают комиссии?

Прежде всего на них возлагается рассмотрение дел несовершеннолетних, которые совершили общественно опасные действия до того, как им исполнилось 14 лет, поскольку в этом возрасте подростки вообще не под­лежат уголовной ответственности. Комиссии рассмат­ривают дела несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет. Это не допускается только в тех случаях, когда подросток совершил тяжкое пре­ступление. На комиссии возлагается рассмотрение дел несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказа­но в возбуждении уголовного дела или уголовное дело в установленном законом порядке было прекращено.

Комиссии рассматривают дела подростков, совершивших в возрасте до 16 лет мелкое хулиганство или в возрасте до 18 лет мелкую спекуляцию и другие административные нарушения. Если мелкое хулиганство совершил молодой человек в возрасте от 16 до 18 лет, то начальник органа милиции или народный судья, с учетом личности нарушителя и характера совершенного им проступка, может найти целесообразным пере­дать материалы на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Комиссии могут рассматривать дела подростков, совершивших иные антиобществен­ные поступки. Кроме того, в комиссиях рассматрива­ются дела тех несовершеннолетних, которые уклоня­ются от учебы или работы.

Обычно в комиссиях рассматриваются дела несовершеннолетних правонарушителей, которые в связи с какими-то обстоятельствами были освобождены от уголовной ответственности. Материалы на них пере­даются в порядке, предусмотренном уголовно-процес­суальным законодательством. В комиссии могут рас­сматриваться дела по представлению постоянных ко­миссий Советов народных депутатов, органов внутрен­них дел, народного образования и профессионально-технического образования, профсоюзных и комсомоль­ских организаций, родительских комитетов при шко­лах и в ряде других случаев. Комиссия может рас­смотреть дело несовершеннолетнего и по собственной инициативе. Дело рассматривается в срок не более 15 дней с момента его поступления.

До того как комиссия рассмотрит дело, несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родите­лей или лиц, их заменяющих. Если подросток в воз­расте от 11 до 14 лет совершил тяжкое общественно опасное действие и в связи с этим должен быть не­медленно изолирован, его могут поместить в приемник-распределитель для несовершеннолетних на срок не более 15 суток.

И на стадии подготовки, и при последующем рассмотрении дела комиссия в числе других обстоятельств выясняет, имелись ли взрослые подстрекатели и дру­гие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия. Выяв­ляет причины и условия, которые способствовали тому,что подросток нарушил закон. Принимает необходимые меры по их устранению. На заседании комиссии рассматриваются все собранные но делу материалы, выслушиваются объяснения несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей. Если окажется, что исследование некоторых обстоятельств дела в присутствии несовершеннолетне­го может отрицательно повлиять на него, комиссия вправе временно удалить его с заседания. После того как изучены все обстоятельства дела, комиссии при­нимает в отношении подростка соответствующее решение.

Иногда в ходе исследования всех обстоятельств совершенного подростком правонарушения выясняется, что родители неправильно относились к нему, или зло­стно уклонялись от выполнения обязанностей по его обучению и воспитанию, или доводили его до состоя­ния опьянения. В этих и других подобных ситуациях комиссия вправе применить к матери и отцу определен­ные меры воздействия. Родителям может быть вынесе­но общественное порицание. Их могут заставить воз­местить причиненный сыном или дочерью ущерб в пре­делах до 20 руб. или подвергнуть штрафу в размере до 30 руб. Штраф в 15-дневный срок должен быть внесен в отделение Госбанка СССР, сберегательную кассу или отделение связи. Дело о неправильном поведении таких родителей может быть передано в товарищеский суд. Кроме того, комиссия вправе входить в районный (городской) народный суд с заявлением об ограничении дееспособности таких родителей. Матьи отец заiнеисполнение своих обязанностей по воспитанию детей по требованию комиссии в судебном порядке могут быть лишены родительских прав. Если к кому-нибудь одному из них или сразу к обоим была применина строгая мера, но они остались проживать в квартире вместе с детьми и своим антиобщественным поведением создают невыносимые условия для совместного прожи­вания, то комиссия вправе в установленном законом порядке настаивать на выселении их из этой квартиры.

И еще одна достаточно эффективная мера приме­няется в таких случаях. Комиссии по делам несовер­шеннолетних входят с представлениями в соответст­вующие государственные органы или общественные организации о применении мер воздействия к родите­лям, которые неправильно воспитывают своих детей, создают условия для совершения ими правонаруше­ний, подстрекают к совершению преступлений и дру­гих антиобщественных действий.

По решению комиссии по делам несовершеннолет­них подросток может быть направлен в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (спецшколы различных профилей, спецпроф­техучилище). Причем это делается без согласия роди­телей или лиц, их заменяющих.

Круг вопросов, которые рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и принимают по ним ре­шения, очень широк. Мы рассказали только о некото­рых из них. Но и они, думается, достаточно убедитель­но говорят о том, что комиссии играют большую роль в предупреждении правонарушений среди молодежи, создании благоприятных условий для воспитания под­растающего поколения.

Инспекции по делам несовершеннолетних действуют при органах внутренних дел и выполняют свои специфические задачи. Они непосредственно проводят рабо­ту по предупреждению правонарушений среди несовер­шеннолетних, освобожденных из мест лишения свобо­ды; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Под их прямым контролем находятся подростки, вернувшиеся из специаль­ных учебно-воспитательных учреждений; систематиче­ски уходящие из семьи подростки в возрасте до 16 лет или самовольно уходящие из специальных учебно-воспитательных учреждений. Под постоянным наблюде­нием инспекций находятся несовершеннолетние, склон­ные к употреблению спиртных напитков, злостно укло­няющиеся от учебы или работы, систематически зани­мающиеся азартными играми, а также ведущие иной антиобщественный образ жизни.

Для выполнения возложенных на них обязанностей участковым инспекторам по делам несовершеннолет­них предоставляются определенные права. Они могут посещать склонных к нарушениям подростков по месту жительства, выяснять причины, способствующие их противоправному поведению. В случае необходимости вправе запросить в организации, предприятии, учреждении и учебном заведении сведения, касающиеся не­совершеннолетнего. Для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушением, инспектор может вызвать для беседы самого подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, а также других людей, которые мо­гут дать какие-либо сведения о происшедшем. Инспек­тор вправе в установленном законом порядке достав­лять в органы внутренних дел несовершеннолетнего правонарушителя на время не более трех часов. Если есть на то законные основания, доставленный подро­сток подвергается личному осмотру.

В жизни могут возникнуть различные ситуации, когда подросток оказывается без родительского попе­чения. Скажем, заблудился в большом городе. Или от­стал от поезда. В таких не терпящих отлагательства случаях сотрудники инспекций принимают меры по временному устройству детей. Дети и подростки, остав­шиеся без родительского попечения, направляются в учреждения органов здравоохранения, народного об­разования или в приемники-распределители для несо­вершеннолетних.

Сотрудники инспекций ведут воспитательную рабо­ту среди несовершеннолетних. Они принимают меры к пресечению правонарушений и иных антиобществен­ных проступков подростков. Выявляют родителей, ко­торые не занимаются воспитанием детей и своим пло­хим поведением оказывают на них отрицательное влия­ние.

Если подросток совершил правонарушение, то инспекция обязательно информирует об этом местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту его учебы или работы. О происшедшем также сообщается по месту работы родителей. При этом указываются те причины и условия, ко­торые способствовали тому, что подросток нарушил закон. В целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних инспекции принимают различные меры. Они ведут широкую разъяснительную работу: вносят представления о необходимости назначить подростку общественного воспитателя, привлекают несовершеннолетних к общественно полезной деятельности, проводят различные мероприятия по организации их досуга. В порядке, установленном законодательством, они могут направить несовершеннолетнему правонару­шителю официальное предостережение о недопустимо­сти антиобщественного поведения. Такое официальное предостережение может быть направлено и родителям, которые злостно не выполняют свои обязанности по воспитанию детей, собственным примером оказывают на них дурное влияние. Если и после этого положение дел в семье не изменилось, то к подростку и его роди­телям принимаются более строгие меры, предусмотрен­ные законом.

Для того чтобы успешно вести воспитательную ра­боту среди трудных подростков, инспектору по делам несовершеннолетних нужно не только хорошо разби­раться в законах и умело применять их на практике, но и быть чутким,внимательным человеком. Он дол­жен видеть перед собой не просто несовершеннолет­него правонарушителя, а подростка, оказавшегося в беде. Что его толкнуло на скользкий путь нарушений закона? Как это произошло? Кто в этом повинен? Вот над чем в первую очередь задумывается человек в ми­лицейской форме. И конечно же, он ищет пути и сред­ства к исправлению подростка. Очень трудная эта ра­бота. Лишь щедрые душой люди могут заниматься ею. Но среди повседневных забот и тревог у них бывают и радости, когда удается помочь подростку...

—   Здравствуйте, Нина Владимировна!

Она обернулась — и увидела перед собой высокого подтянутого парня в солдатской форме. На лице — улыбка, широкая, ясная, чем-то ей неуловимо знако­мая. В следующее мгновение она всплеснула руками:

—   Петя?

—   Он самый!

—   Как же ты изменился! — говорила Нина Влади­мировна Клепчукова, разглядывая собеседника.— Я тебя и не узнала сразу. Вырос, возмужал... Ты, что же, в отпуск приехал?

—   Нет, насовсем.

—  Ну, идем ко мне, расскажешь обо всем подроб­нее...

Пройдя по улице несколько кварталов, они зашли в детскую комнату милиции, небольшую, но очень чистенькую, с цветами на подоконнике, с красочно оформленными стендами и книжным шкафом.

Устроившись на стуле, Петя рассказывал о службе в армии, о своих товарищах, а Нина Владимировнасмотрела на него и все думала: а ведь и он самом деле совсем другим стал человеком. Кажется, совсем еще не­давно вот на этом же месте он сидел перед ней, опустив голову, и на задаваемые вопросы отвечал односложно, сквозь зубы выдавливая слова. И кажется, ни с какой стороны нельзя было к нему подступиться. В школе учился из рук вон плохо, завел великовозрастных дружков, нередко видели его пьяным. Когда она спро­сила, неужели ему нравится такая бездумная жизнь, он с вызовом ответил: «Как хочу, так и живу!» Нина Владимировна пошла к подростку домой. Петина мама, женщина лет сорока, рассказала невеселую историю их семейной жизни. С мужем разошлась, когда маль­чик был совсем маленький. А одной растить сына труд­но. Она целыми днями на работе, и подросток остается один. Что хочет, то и делает. Совсем отбился от рук. Со слезами глядя на участкового инспектора по делам несовершеннолетних, она беспомощно повторяла: «Сде­лайте хоть что-нибудь вы! Помогите спасти сына!»

Сколько раз за время своей милицейской практики Нина Владимировна слышала эти полные отчаяния и надежды слова! Иногда, правда, в сердцах упрекнет: а вы-то, родители, куда смотрели? Но упреками делу не поможешь. Надо действовать. Не о пустяке ведь идет речь, а о судьбе подростка. Сможешь направить его по верному пути — вырастет достойный человек, полноправный член общества. Не сможешь... Когда она впервые пришла устраиваться в милицию, к ее по­явлению отнеслись скептически: «Думаете, это такое простое дело заниматься с подростками?» Она согла­силась: да, не простое. Но ее тянет к этой работе. Уве­рена, что справится. Для проверки ей предложили по­работать в детской комнате на общественных началах. И лишь спустя несколько лет, когда она на деле дока­зала, что может находить путь к сердцам подростков, Нину Владимировну зачислили в штат инспекции по делам несовершеннолетних и присвоили звание лейте­нанта милиции.

В детской комнате милиции Белоцерковского районного отдела внутренних дел их двое: она, Клепчукова, и Виктор Петрович Федоренко. Его зона — колхозы и совхозы района, её —город Узин. При детской комна­те есть совет общественности, который насчитывает 45 человек. От каждой школы в него входят завуч по воспитательной работе и два-три педагога.

Узин — городок небольшой. Но здесь своя промышленность. Население постоянно растет. А в свое время название этого городка звучало на разных языках. Когда в космос полетел Павел Попович, все жители праздновали: «Наш, узинский!» Школе, в которой учился космонавт, присвоено его имя. Здесь, кстати, у Нины Владимировны немало добровольных помощни­ков. Ребята-старшеклассники организовали отряд юных дзержинцев. Они не только следят за порядком в своей школе, но и контролируют поведение отдель­ных учеников дома, заботятся о том, чтобы их сверст­ники не допускали нарушений.

Шесть школ в Узине, и в каждой из них регулярно бывает Нина Владимировна. Ведь, как правило, пер­вый сигнал неблагополучного поведения подростка — снижение его успеваемости. Вот тут-то и надо совместными усилиями педагогов и родителей не дать беде разрастись до больших размеров. Взять, скажем, исто­рию с Андреем. Посмотришь на него со стороны - очень обходительный, вежливый мальчик. И тем не ме­нее пропускал уроки, иногда выпивал. Оказалось, что родители, занятые собственными неурядицами, не обращали внимания на сына. И подросток, встречая в семье к себе такое холодное отношение, предпочитал проводить время на улице среди приятелей, от кото­рых и набрался дурных привычек. Тут воспитательную работу пришлось вести не только с мальчиком, а в первую очередь с его отцом и матерью, которые забы­ли о своих родительских обязанностях...

А вот с Петей, тем самым, что сидел сейчас перед ней, в свое время было несколько иначе. После мно­гих бесед с учителями, с матерью Нина Владимировнаузнала, что ребенок увлекается техникой. Поговорим с ним откровенно: если не хочешь учиться — поступай работать на завод. И при любимом деле будешь. И ма­тери — помощь. Паренек согласился. Нина Владими­ровна устроила его учеником слесаря. Потом несколь­ко раз справлялась о нем на заводе. Хвалили там его: работает старательно, ведет себя хорошо.

...И вот — снова встреча. О многом они переговори­ли, участковый инспектор по делам несовершеннолет­них и ее бывший подопечный. В конце разговора Нина Владимировна спросила у Пети:

—   Куда теперь думаешь податься?

—   Пойду обратно на завод. И еще собираюсь учиться. Надо закончить десятилетку. Заниматься те­перь придется в вечерней школе рабочей молодежи. Не знаю, получится ли?

—   Получится! — уверенно сказала Нина Владими­ровна.— Обязательно должно получиться! Желаю тебе успехов!

Они распрощались. Нина Владимировна долго смотрела ему вслед. Юноша в солдатской форме шел уверенной, твердой походкой. И она с радостью поду­мала, что теперь у него должно быть все хорошо.

* * *

Заканчивая этот разговор о важности правового воспитания несовершеннолетних, хотелось бы еще раз сказать родителям: от вас во многом зависит, чтобы ваши сын или дочь не переступили черту закона. От вашего педагогического такта. Родительской чутко­сти. Умения на всех ступенях развития ребенка быть ему верным другом, советчиком, наставником. Тогда беда наверняка не посетит ваш дом.

|
Copyright © 2020 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top