Каждую секунду рождается на земле человек. Каждую секунду приветствует землю новое существо, которое, быть может, наделено гениальностью и будет сеять вокруг доб­рое, прекрасное. И люди радуются загорающейся жизни человеческой! Стоя у колыбели новорожденного, они ста­раются угадать, что принесет он миру.
Судьба ребенка волнует не только родителей, но и все общество, ибо «нет человека, который был бы как остров, сам по себе,—утверждает писатель Эрнест Хемингуэй,— каждый человек есть часть материка, часть суши: и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Евро­па, так же, как если смоет край мыса».

Появление на свет ребенка — большое событие. Так было во все времена и у всех народов. Нередко оно со­провождалось соответствующими церемониями и обряда­ми. Например, рождение наследника, продолжателя рода, отмечалось пышными торжественными праздниками. В не­которых странах Востока до сих пор считается, что ново­рожденный мальчик — счастливый дар, ниспосланный Ал­лахом.

Каждые шесть секунд появляется на свет новый гражданин Советского Союза. И какого бы пола ни был этот малыш, его ждут все: и родители, и общество. И все же отца и мать интересует, кто родится у них — мальчик или девочка. Но это тайна, одна из самых чудесных загадок природы, которая длится десять лунных месяцев (по 28 дней в каждом). К сожалению, ученые не могут пока рас­крыть эту тайну.

О физиологическом механизме зачатия, причинах, обусловливающих формирование плода, науке известно доста­точно много. Однако попытки исследователей повлиять на формирование пола не дали пока желаемых результатов.

Зачатие происходит в результате слияния яйцеклетки (женской половой клетки) со сперматозоидом. Яйцеклет­ка, богатая питательным материалом, пассивно ожидает оплодотворения активным сперматозоидом. Последний представляет собой маленькую клетку, снабженную длин­ным протоплазматическим жгутиком, энергично сокращаю­щимся и придающим клетке быстрое поступательное дви­жение. Головка сперматозоида, или живчика, состоит в ос-„ ионном in ядерного вещества с очень небольшим слоем протоплазмы (основного вещества клетки) и с центросомой (небольшое образование, находящееся п клетке возле яд­ра), которые расположены в основании жгутика.

Процесс оплодотворения заключается не столько в слия­нии двух половых клеток, сколько в слиянии их ядер, или, еще точнее, в соединении хромосом того и другого ядра. Хромосомы являются важнейшими наследственными струк­турными элементами ядра в каждой клетке организма. Наследственным путем передаются ряд признаков, напри мер цвет глаз, волос, кожи и т. д., и некоторые аномалии развития (шестипалость, искривления и др.), а также за­болевания — кровоточивость (гемофилия), эпилепсия и др. Развитие плода обусловливается полученными от роди­телей хромосомами и питательными веществами яйцеклет­ки, состоянием организма матери, в котором протекает развитие оплодотворенного яйца, и биохимическими про­цессами.

Половые клетки содержат 23 пары хромосом, одна из которых у мужчин включает различные по величине и фор- мг хромосомы. Из них большая обозначается X, а малень­кая—Y. У женщин 23-я пара хромосом представлена дву­мя Х-хромосомами. У каждого мужчины половина половых кле.ток несет Х-хромосому, а другая — Y-хромосому.

Если зрелая яйцеклетка будет оплодотворена спермато­зоидом, имеющим Y-хромосому, то развивается мальчик. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается девочка. Число сперматозоидов с Х-хромосомой примерно равно числу сперматозоидов с Y-хромосомой, чем и определяется рождаемость примерно одинакового числа девочек и мальчиков. В масштабе же всего мира мужчин несколько больше, чем женщин.

Демографическая статистика приводит интересные данные. Оказывается, в некоторых странах в связи с высо­кой смертностью женщин мужской «перевес» весьма значителен. В Китае, например, мужчин примерно на 21 миллион больше, чем женщин, в Индии — на 18 миллионов, в Пакистане — почти на 5 миллионов.

И нашей стране, по статистическим данным на 1 января мужчин насчитывалось 106 миллионов, а жен­щин 125,8. Эта разница объясняется нашими потерями, в основном отцов и сыновей, во время Великой Отечествен­ной войны. Интересны некоторые сравнительные данные о числе женщин, приходящихся на одну тысячу мужчин.

Возраст в годах    СССР, 1959 г.

0—9                              964

10—19                           980

20—29                          1031

30—39                          1328

40—49                           1605

50—59                           1768

60—69                           1863

70 и более                     2137

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top