1. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Цель: приобщить обучающихся к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество.

Основная задача: воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных.

Обучающиеся  выступают в роли «автора – художника » или в роли «читателя - критика».

Работа в позиции «читатель» имеет важное назначение: ребенок должен понять произведение так, как понимал его сам автор. «Читатель» строит адекватный образ героев, но не тождественный авторскому, следовательно, является полноценным соавтором. Работа с произведением сводится не к запоминанию сюжета и его анализа, а воспитание творческого читателя, создающего свою целостную картину мира, способного к самостоятельному постижению авторского видения событий  и самостоятельной оценке произведения.

 

Работа строится при помощи:

  • литературно-музыкальных композиций с включением изобразительного ряда (репродукций картин, слайдов и т.д.);
  • выразительного чтения произведения взрослым («театр одного актера»);
  • выразительного чтения самих детей (отчет);
  • занятий-конкурсов;
  • толкования содержания (коллективная работа).

Работа в позиции «автор» важна для развития воображения,

эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. Детское художественное творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю». Собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов.

         Работа строится при помощи:

  • наблюдений за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков. Такое наблюдение развивает видение конкретно-чувственного облика мира;
  • наблюдение за художественным текстом;
  • игр-драматизаций, инсценировок;
  • формы коллективного этюда.

 

2. Календарно-тематическое планирование

Планирование адаптировано авторской программе по литературному образованию Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской «Литература как предмет

эстетического цикла».

Методические разработки. М., 1990г.

Планирование  рассчитано на 34 часа за год, по 1 часу  в неделю.

 

занятия

Тема занятия

Содержание

Цели

Региональный компонент

Православный  компонент

1 - 2

Осень.

Словарь настроений.

Чтение стихов об осени.

Ф.И.Тютчев «Есть в

осени…»,

Я.Аким «Осень»

А.Фет «Ласточки пропали…»,

М. Пришвин «Осенние листики»

Введение читателей в мир художественной литературы.

Хрестоматия для чтения

С. Я. Маршак «сентябрь»

 (с. 267)

Я. Л. Кузнецова (.23 №1).

Русская народная песня. С.37

3

Моя осень. Праздник читательских удовольствий

Ф.Тютчев «Листья»,

А.Майков «Осенние листья»

Уловить настроение автора, умение передавать настроение опадающих листьев.

М. В. Стрекалова

с. 9

«Всякое дыхание да хвалит

Господа»

4 - 5

Беседы-размышления. Введение в детскую публицистику.

Н.Носов «Заплатка»,

В.Осеева «сыновья»,

Качества характера.

Понять других и самого себя.

В.Катаев «Цветик-семицветик»

Заповеди Божьи.

«Надо ли, чтобы все желания

исполнялись?»

6 - 7

Литература – искусство слова. Жанры. Язык.

А.С.Пушкин «У Лукоморья»,

сказка

А.Гарф «Заяц-простак и Лис-обманщик»

Творчество воображения.

Позиция читателя-зрителя, автора-актера

Хрестоматия для чтения.

Русский фольклор.

Детский православный

Календарь

М., Благо, 2006г.

 

8

Настроение и его оттенки.

Автор и рассказчики.

А.Фет «Кот поет…» с.87,

«Еще земли печален вид…» с91

Открытие оттенков настроения, возможность передачи их слушателям.

Хрестоматия для чтения.

 

Детский православный

Календарь

М., Благо, 2006г

9

Рассказчики в тексте.

Н.Носов «Живая шляпа», «Мы с Мишкой»

Возможность передачи их слушателям.

Рассказы Н.Носова

 

10

Праздник читательских удовольствий.

Зимняя сказка.

Н.Некрасов «Мороз-воевода»

Возможность получить эмоциональное наслаждение.

М.Пришвин «Лесное озеро»

 

11

Сочинение «Моя снежинка». Обсуждение.

Таинственное настроение.

Уловить характер снежинок и передать его.

 

 

12

Коллективная творческая работа «Зимнее настроение. Снег».

Наблюдения.

Возможность совместного решения творческой задачи.

 

Детский православный

Календарь

М., Благо, 2006г

13

Точка зрения. Коллективная творческая работа.

А.Куприн «Сапсан»

Понятие: точка зрения. Точка зрения автора и рассказчика-героя.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.136

 

14

Сочинение «Чьими глазами?»

Наблюдения.

Сочинение от имени животного. Уловить характер и передать его.

 

 

15

Оттенки капризного настроения.

А.Барто «Девочка-ревушка», В. Хотомская « Зебра-привереда»

Уловить настроение рассказчика и героя.

Хрестоматия для чтения.

 

Послушание – заповедь Господа.

16

Рассказчик-герой. Точка зрения автора и героя.

Г.Х.андерсен «Чайник»

Определить точку зрения автора и героя.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла». С.152

Качества характера.

17

Сочинение «Воспоминания старой обуви»

Наблюдение

Передача авторской задачи героям темы.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.157

 

18

Контраст настроений.

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Выявление контраста настроений внутри стихотворения.

 

Детский православный

Календарь

М., Благо, 2006г

19 - 21

Плавающая точка зрения.

А.Толстой «Желтухин»

Выявление понятия «плавающая точка зрения»

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.171

 

22

Сочинение

« Аквариум глазами золотой рыбки и кота»

Наблюдение

 

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.184

 

23 - 24

Что такое героизм?

Героический защитник Родины.

М.Лермонтов «Бородино», А.Твардовский « Война – жесточе нету слова».

Определить оттенки героического настроя.

 

Георгий Победоносец.

А. Невский, А.Суворов

25

Оттенки настроения

А.Милн «Винни Пух», Я.Бжехва «Очень вежливый индюк», Д.Радович «Голубой заяц»

Определить оттенки хвастливого, насмешливого настроения.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.208

 

26

Оттенки настроения

А.Барто «Два снежка», «Любочка»

Определить оттенки сердитого, обиженного настроения.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.212

Детский православный

Календарь

М., Благо, 2006г

27

Коллективная творческая работа .

Сочинение «Разговор кочанов капусты»

Умение создавать художественный образ.

 

 

28

Праздник читательских удовольствий.

Весенние песенки.

М.Пришвин «Весна звука»,

Соколов-Микитов «Звуки весны», А.Толстой «Пришла весна»

Определять множество настроений.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.230

«Всякое дыхание да хвалит

Господа»

29

Коллективная творческая работа

Сочинение «Разговор кота с сосулькой».

Умение создавать художественный образ.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла». С.238

 

30

Откуда пошла Москва?

Е.Осетров «Твой Кремль»

Умение выражать личностную позицию.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла». С.253

Ю.Долгорукий

Житие.

31

Моя Родина - Россия

К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

Умение выражать личностную позицию.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».С.259

 

32

Мой родной дом

Е.Благинина «Посидим в тишине», стихи уральских поэтов.

Город родной Челябинск

Умение выражать личностную позицию.

Слайды, фото

«Всякое дыхание да хвалит

Господа»

33

День Победы.

День памяти.

Р.Гамзатов «Журавли»,

А.Ахматова «Памятник»

Торжественно-скорбное настроение.

Умение выражать личностную позицию.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».

С.269

 

34

Заключительное занятие

Летний карнавал

В.Даль «Война грибов и ягод»

Импровизация сказки.

Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет

эстетического цикла».С.292

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top