Тема урока: Д О Б Р О Т А

Цели:   1. Воспитание духовно-нравственных качеств личности через анализ

                 литературного произведения сказки Н.Прохоровой «Поляна Добра            

                 и Любви».

   2. Развитие навыков чтения и умения сопоставлять характеры героев.

Оборудование.

Над доской: пословицы.

На доске: тема, выставка творческих работ детей (рисунки),

                   карточки со словами, пословицами,   для индивидуальной работы,

                   домашнее задание.

1.Молитва.

2. Вступительное слово учителя.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Это правило нравственности вывели наши предки.

И добавляли: «Свет не без добрых людей».

Они были уверены, что доброта, как и милосердие, рождается от любви. Человек от природы склонен к добру, благу, добросердечию.

 

3. Основная часть урока.

     Разговор о доброте мы проведём в форме устного журнала.

Открываем страницу № 1: Добрые слова

Учитель:

В русском языке очень много добрых слов и выражений.

Ученики:

Встречая гостей и друзей, мы говорим: «Добро пожаловать!»,

а провожая: «Доброго пути!», «Ангела-спутника!».

Входя в дом, приветствуем хозяев: «Мир вам!» и слышим ответное пожелание: «С миром принимаем!»

Того, кто желает всем только добра, именуем доброжелательным.

О человеке, на которого всегда и в любом деле можно положиться, говорим, что он добропорядочный.

Старательного человека назовём добросовестным,

а незлопамятного – добродушным.

Учитель:

А сколько добра в привычном слове «благодарю»! Мы обращаем его к тому, кто сделал добро нам, принёс пользу. Благодарю – значит взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.

  • Давайте раскроем секрет таких добрых слов:
  • Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
  • Где происходит действие сказки?
  • Назовите основных героев.
  • Чем необычна эта сказка? (собачка разумнее, добрее Даши)
  • Прочтите отрывок о том, как Жулька оценивает поступки Даши.
  • А как птицы относятся к ней?
  • Какой мы видим Юлю? (с. 14)
  • Как вы думаете, что помогает ей преодолевать страдания?
  • Прочитаем по ролям разговор девочек о Поляне Добра и Любви
  • Что происходит с Дашей после этого разговора?
  • Давайте проследим, как постепенно меняется Даша.
  • Как встретила бабушка Юли, вернувшуюся из леса Дашу?
  • О чём говорит нам автор в последнем предложении?
  • Какова главная мысль сказки?
  • Какие пословицы помогут нам закрыть эту страницу нашего журнала?
  • Чей совет вы считаете добрым?
  • Можно ли этот совет считать полезным и для нас?

дружелюбный, благодушный, здравствуйте.                                                 

Ученик:

         Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастает и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

                   Учитель:

         Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только уста, но и сердце. Добрые слова, идущие от холодного и равнодушного сердца, не греют.

        И своим, и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму, и злому говори добрые слова. Знай, что доброе слово и злых может сделать добрыми.

         О тех же, кто тебя обидит, помолись Богу, чтобы Бог помог им исправиться.

Страница № 2:          Добрые дела

а) Отец Владислав: «Притча о самарянине». («Истоки», 3 класс. Стр. 88)

б) Обсуждение сказки Натальи Прохоровой «Поляна Добра и Любви».

И вот Даша знакомится с Юлей.

Даша здоровая, но капризная и вредная, а Юля больная, но добродушная и жизнерадостная.

Страдания делают человека добрее. Ему открывается красота Божиего мира.

     (с. 14, 15).                                                                                                   

(учит молитву (с 16);

идёт в лес;                                    

беспокоится о ближних (с. 19);                                                      

обняла Жульку (с. 19-20);

обрадовалась встрече с родителями (с. 21).

     (с. 21 – прочитать отрывок)).

Даша испытывает на себе благодать Божию.

Всем открыта дорога в царствие Божие. Но не все сами могут найти путь к нему. Хорошо, если встретится на пути добрый помощник.

 

в) Индивидуальная и групповая работа.

Задание 1.         Самостоятельно

Выбери 5 добрых дел. Подчеркни.

ДУМАТЬ О РОДИТЕЛЯХ                          УТЕШИТЬ ПЛАЧУЩУЮ

                                                                                                              СЕСТРЁНКУ                            

РАДОВАТЬСЯ НЕУДАЧЕ

                БЛИЖНЕГО                                      ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ

 

ЗАВИДОВАТЬ                                                 ПОМОГАТЬ БЛИЖНИМ

 

СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ                                  ПОЗНАВАТЬ ИСТОКИ

БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ                               РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Задание 2.         Работа в паре

Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию.

Подчеркните единое решение пары.

ДУМАТЬ О РОДИТЕЛЯХ                          УТЕШИТЬ ПЛАЧУЩУЮ

                                                                                                              СЕСТРЁНКУ                            

РАДОВАТЬСЯ НЕУДАЧЕ

                БЛИЖНЕГО                                      ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ

 

ЗАВИДОВАТЬ                                                 ПОМОГАТЬ БЛИЖНИМ

 

СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ                                  ПОЗНАВАТЬ ИСТОКИ

БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ                             РОДНОЙ ЗЕМЛИ                                                                                                                                                                                                                                                 

Кто добро творит, того Бог благословит.

Каждый день даётся в дар для добрых дел.

Жизнь дана на добрые дела.                                                        

                   Доброе дело питает душу и тело.

Доброе дело само себя хвалит.

                        Доброе дело на два века: на этот и на тот.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

                                                                                                  

Страница № 3: Доброта истинная и доброта ложная.

Истинная доброта может поначалу показаться суровой. Она бывает твёрдой и настойчивой.

Проблемная ситуация (сценка «В саду»).

В жаркий летний день очень хочется сбегать на речку с друзьями. А у меня обязанность поливать грядки с морковкой.

Прибежали к нашему саду друзья, поторапливают меня и дают разные советы.

… уговаривает:

…   советует:

…   предлагает:

Просто не знаю, чей совет принять…

– Давай немедленно сбежим на речку. Родители тебя любят, всё поймут и простят. А грядки польёт кто-нибудь из взрослых.

– Ты быстренько полей грядки, а мы подождём тебя.  

– Давайте все вместе польём грядки и после этого пойдём на речку.

Вы правы, добрым будет тот совет, который не поссорит тебя с твоими близкими, с чувством долга.

         Учитель:             Это полезно знать

В одной старинной книге (ей уже 400 лет) дошёл до нас добрый совет тогдашним ученикам:

Ученик:

О дитя моё любимое!

Рассмотри и уразумей истину:

Не долго спи, не долго лежи.

Если будешь спать без меры,                                                               

Добра не добудешь,                                                                                 

Горя не минуешь,

Славы доброй не получишь…

Это несомненно добрый совет. Он не призывает учеников к лёгкому и беззаботному учению. Но потому он и добрый, что через труд и   трудности готовит их к будущей жизни.

 

  1. 4.Итог урока.
  • Что полезного для себя взяли вы из этого урока?
  • Как вы считаете: эта синичка – волшебница или это обыкновенная птичка?
  • Как же ей удалось помочь Наташе?    
  • Почему синичка решила полететь к девочке?      
  • Как поступает человек с добрым сердцем, видя чьё-то горе или беду?
  • А что вы думаете о своём сердце?
  • Когда ваше сердце бывает добрым, а когда нет?

Молитва.

Домашнее задание.

1. Прочти   рассказ, приготовь ответы на вопросы.

2. Подбери несколько пословиц о доброте, добрых делах, запиши их  

в копилку мудрых мыслей.

       В. Сухомлинский

                            Девочка и синичка

         Маленькая девочка Наташа повесила на яблоньку кормушку для Синички и каждый день приносила семена конопли. Синичка ждала девочку. Наташа радостно улыбалась, Синичка пела ей песенку и клевала семена.

         Весной Синичка сказала девочке:

– Теперь не приноси мне корм. Я сама найду себе, что поесть. До свидания – до зимы!

– До свидания, Синичка.

Снова пришла зима. Всё засыпано снегом. Прилетела Синичка к кормушке, а в кормушке тоже снег.

Тревожно стало Синичке. Спрашивает она у яблоньки:

– Яблонька, скажи, почему нет Наташи? Неужели она забыла обо мне?

– Нет, она не забыла. Она больна.

Тяжело стало на душе у Синички. Села она на веточкуи думает:«Полечу к девочке. Надо чем-то обрадовать её. Принести ей подарок. Но где я возьму подарок? Кругом снег, снег, снег…»

И тогда Синичка решила принести Наташе песню. Прилетела к её дому, влетела в форточку, села у постели больной девочки и запела.

Наташе стало легче.

Это полезно знать

О дитя моё любимое!

Рассмотри и уразумей истину:

Не долго спи, не долго лежи.

Если будешь спать без меры,

Добра не добудешь,

Горя не минуешь,

Славы доброй не получишь.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top