Урок литературного чтения ( интегрированный урок) во 2классе

                          по теме: « Русский народный фольклор» (2урок).

 

Цели:

  1. Закрепить знания о русском  народном фольклоре, умения различать пословицы, поговорки, загадки, песенки, чистоговорки, скороговорки.
  2. Развивать интерес к родному языку, желание обогащать свой словарный запас.
  3. Развивать творческие способности обучающихся.
  4. Развивать  духовно-нравственные качества личности.
  5. Воспитывать любовь к Отечеству, уважение и почтение к русскому народу.
  6. Воспитывать интерес к чтению, любознательность.

 

 

Оборудование: костюмы, карточки с пословицами, иллюстрации, поделки                            детей, музыкальное сопровождение, икона.

                       

                            Ход урока:

Этапы урока

 

                           Содержание этапов урока

  1. Организационный

 

Молитва.

  1. Сообщение темы

Урок сегодня не совсем обычный. Урок - обобщающий и вы его готовили сами. И, думаю, тему сообщите по ходу урока сами. Хочу только сказать, что дети работали в группах и очень старались все.

  1. Рассуждения  о загадках.

 

 

Открыть тему урока

 

 

 

 

 

4. Разговор о языке. Инсценировка

(разговор двух людей)

 

 

 

«За стеной костяной, соловейко, спой»?- (язык).

К какому литературному жанру относится это изречение? (загадка).

Действительно, загадка относится к русскому народному фольклору. Издревле является русский народ наблюдательным: ведь надо было зубы сравнить с костяной стеной, а сам язык с соловьем. Стоит радоваться, что мы можем тоже говорить на русском языке, ведь он самый богатый, могущественный.

- Радоваться, а чему?

Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. С помощью языка можно лгать, хитрить, ссориться.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физ. Мин.

(Карточки)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рассуждения о пословицах.

- Может ли быть что-нибудь хуже языка?

- Нет, ну что ты! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут решать любые вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, любовь. --Поэтому нужно думать, что нет ничего на свете лучше языка!

Вывод: Да, ребята, я думаю, нам просто нужно хорошо изучать родной язык и уметь им правильно пользоваться. Тогда в жизни не будет ссор, огорчений и обид. А еще нам нужно помнить и благодарить святых праведных братьев – Кирилла и Мефодия за создание алфавита славянскому народу, за подаренные книги: Евангелие, о житие святых и т.д. 

- Может быть, угадаете еще одну загадку:

«Не мед, а ко всему льнет»? (слово).

И опять мы видим, что в загадке сравнивается слово с медом. Ведь словом можно убить, а можно и ободрить. Иисус Христос лечил словом, учил православных вере. Первое появилось слово и первым появилось слово Бог. Словом Господним мы живем, исцеляемся, стараемся совершать добрые дела.

- Как вы думаете, можно ли общаться с людьми другими способами без использования языка, слова?

Пообщаемся с помощью мимики и жестов.

- Итак, в древности до появления письменности русский народ создавал сказки, загадки, пословицы, поговорки, песенки, прибаутки, скороговорки. Так появилось устное народное творчество – фольклор.

Прочитайте: «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится».

Что такое пословица? Это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключает в себе какое-либо поучение. Пословица советует, предупреждает, наставляет. Люди любят этот жанр и в своей речи часто используют. Речь становится точней, ярче.

 

 

 

    7. Инсценировка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас ребята вам покажут инсценировку, а вы попробуйте к ней подобрать пословицу.

Мальчик сидит за столом и делает уроки.

Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, Солнышко ясное, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, милая пташечка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Вишенка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, Вишенка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Мальчик заканчивает выполнение урока, кричит в окно: «Ну-ка, кто меня манил, погулять звал».

- Ребята, какие русские пословицы сможете подобрать к этой сценке?

( «Кончил дело – гуляй смело», « Грамоте учиться – всегда пригодится», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Кто много читает, тот много знает», «Без труда ничего не дается», «Дерево смотри в плодах, а человека в делах»…).

- Какие пословицы еще знаете?

(«Кто добро творит, того Бог благословит», «Богат Бог милостью», «Добро не умрет, а зло пропадет», «Без терпенья нет спасенья», «Доброго держись, а худого сторонись», «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», «Жизнь дана на добрые дела»

Много загадок и пословиц ребята собрали. Теперь поговорим еще об одном жанре русского фольклора.

Скоморохи:  

(С муз. Работником)

- Какие молодцы, ребята.

А теперь разговор пойдет о скороговорках.

 

 

Для чего, как вы думаете, русский народ занимается с древних времен фольклором? Что для себя узнали нового? Что понравилось на уроке?

 

 

 

 

 

 

  1. Разговор о песенках, потешках.

 

 

 

 

8.Работа со скороговоркой.

(инструкция).

 

9. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top