Тема: «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

(литовская сказка) 3 урок.

Цели:

  1. 1.     Повторить жанр литературы: сказка, ее виды, признаки.
  2. 2.     Учить давать характеристику персонажам сказки.
  3. 3.     Учить строить предложения.
  4. 4.     Учить читать по ролям, передавая характер героев интонацией.
  5. 5.     Развивать творческие способности обучающихся.
  6. 6.     Воспитывать любовь к чтению, уважение и почтение к родителям и другим людям.

Оборудование: Карта Литвы, карточки со словами, рисунки детей.

 

 

  1. Организационный момент

Молитва.

- На уроках литературного чтения с каким жанром литературы мы познакомились?

- Прочитайте фразы из сказок про себя. Догадайтесь, кто говорит эти слова и из какой сказки герой. А теперь закройте глаза, представьте этого героя мысленно. Попробуйте прочитать слова выразительно, как говорит персонаж сказки. /Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», Одоевский «Мороз Иванович»/

2.   Подготовительный этап.

- Какие это все сказки?

- А с какой сказкой знакомились на последних уроках?

- Кто же написал эту сказку? ( литовский народ)

- Для кого написана сказка?

- Давайте посмотрим на карту и узнаем где живет литовский народ, где живут дети и , возможно, брат Золотой Хохолок и сестра Золотая Коса.

- Возле Балтийского моря расположены страны: Латвия, Эстония, Литва. Все вместе – Прибалтийские государства. Как называется народ, который проживает здесь?

 

                                          Латвия              латыши

 

                                          Эстония            эстонцы               кто живёт в государствах?

 

                                          Литва                литовцы

 

- У каждого государства, как в России, свои традиции, культура, язык, песни, национальные костюмы, сказки.

- Мы прочитали одну сказку, но вы можете доказать, что это сказка?

- Раз есть зачин, прочитайте с чего она начинается? (жили..)

- А в русской сказке, обычно, какой зачин?

- Какие признаки сказки еще увидели? (сказочные герои, сказочные предметы)

- Почему детей так назвали?

- Какие признаки сказки еще выделить можете? (события трижды повторяются)

- В этой сказке есть борьба, каких сил? (добро и зло)

- Кто победил?

- Что в сказке еще является доказательством ее признаков? (концовка)

- Прочитайте концовку вслух (назовите страницу, абзац)

- А как заканчиваются русские сказки?

3.   Этап усвоения новых знаний.

- Кто из персонажей является в сказке добрыми силами?

- В какой семье воспитывались дети?

- Какими они были?

 

                                             Брат и сестра

 

смелые               бесстрашные            послушные             почтительные

 

           добрые к людям       внимательные          заботливые

 

                              доверчивые                  дружные

- Как вы думаете, какой Закон Божий дети всегда помнили? (почитай отца твоего и мать твою)

- Кто в сказке олицетворяет зло? (старуха)

- С чего началось, что старуха стала злиться? Найдите в тексте объяснения.

- Да, верно.  Невзлюбила она невестку, т. к. та была бедной девушкой, а сын – знатного роду.

- Кем ей приходились дети? (внуки)

- За что же она невзлюбила их и решила извести? (мстила невестке)

- Какую Божью Заповедь она забыла? (не навреди, не убей)

- Как старуха решила отомстить? (посылала на гору…за…)

- Как она разговаривала с братом и сестрой, чтобы они ничего не заподозрили? (ласково, заискивающе)

- Что бы вы могли посоветовать бабушке, чтобы она забыла свой гнев, злобу? ( помолиться, покаяться, помириться с внуками, попросить у них прощение, т.д.)

- Какой мы видим старуху?

 

                                             старуха

 

      злая        жадная        мстительная      коварная        лгунья

- Найдите часть в тексте, где старуха пришла к детям и завела с ними беседу. Читать будем по ролям. Не забывайте характер детей, а значит как нужно читать слова брата и сестры? А как разговаривает бабушка с ними?

- Характеристика на доске поможет вам при чтении.

4.   Вывод

- Три раза хотела злая старуха извести и погубить внуков, но ничего у нее не получилось. Кто победил? Как отблагодарили Добро? ( дети нашли родителей)

- Что со злом произошло? ( наказано)

- Как? ( почернела старуха от злости)

- Чему учит сказка? ( не злись, не навреди другим, т.д.)

- Сказка ложь, да в ней намек…

- В жизни пригодится знание этой сказки?...

5.   Этап закрепления знаний

- У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитаем их и попробуем объяснить их смысл.

1. Кто родителей почитает, того Бог не забывает.

2. Кто добро творит, тому зло не вредит.

3. Тот не унывает, кто на Бога уповает.

4. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.

- А сейчас посмотрим выставку рисунков ваших. В рисунках видно, что победило Добро? Молодцы, все постарались.

6.   Этап объяснения выполнения домашнего задания

- Научитесь пересказывать сказку. Творческое задание: придумайте свою сказку о мудрости, о теплоте взаимоотношений в семье, взаимовыручке.

7.   Итог урока.

- В сказках всегда так говорится: «По делам и награда будет». Хозяйка Медной горы гостинец вам выслала в шкатулочке за вашу работу, ответственность, рассудительность, активность.

 

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top