Тема.  Сравнение  богатырской  сказки  и  былины.

 

Цели.   1. Знать  особенности  богатырской  сказки  и  былины.

   2. Уметь  выделить  в  произведении  общее  и  отличительные    

        признаки.

   3. Развивать творческие  способности  обучающихся.

   4. Показать  образ  русского  народа.  Воспитывать

        патриотические  чувства.

 

Оборудование.

Над  доской:  пословица.

На  доске:  тема,  картина  В. Васнецова  «Богатыри», 

выставка      творческих  работ  (рисунки,  сочинения).    

 

1.Молитва.  Организационный  момент.

   – Прочитаем  пословицу,  которая  станет  эпиграфом  урока:

Чтобы  верным  Богу  быть, 

 надо  Родину  любить.

Смысл  пословицы  мы  постараемся  объяснить  в  конце  урока.

 

Ученик  (показывая  на  картину):       

         Кто  не  знает  картину  В. Васнецова  «Богатыри»! 

Огромный  воин  в  центре  вглядывается  в  бескрайние  просторы:  не  подступает  ли  враг  к  родной  земле? 

         Это  Илья  Муромец,  народный  герой.

 

2.Чтение  темы  и  сообщение  целей  урока.

   – Сказка  и  былина – это  … 

   (прикрепляю  таблицу)         ЖАНРЫ

                                               сказка

                                               былина

– Почему  сказка  названа  богатырской?

– Что  вы  можете  рассказать  о  былине?

 

Былины  (старины)  название  своё  получили  от  слов  «быль»,  «былое».  Это  произведения  устного  народного  творчества  (фольклор),  эпические  песни-сказания.  Сложены в  11 – 16 веках.  Повествуют  о  богатырях,  защитниках  Родины. 

Центральная  идея  (мысль)  всего  былинного  творчества – любовь    к  родной  земле.

 

3. Проверка  домашнего  задания.

а) Выразительное  чтение  былины  по  ролям.  

б) Выборочное  чтение  отрывков  из  сказки  и  былины,

     в  которых  рассказывается  о  силе  Ильи  Муромца  и  Святогора.

    Индивидуальный  опрос:  с  целью  экономии времени  6  детей  готовили 

    пересказ  (задания даны  накануне;  см.  карточки).   

      

  • Приготовь  пересказ  отрывков,  в  которых  говорится  о  силе  Ильи.

В  сказке: 

С. 177 – 178;  С. 179,  3 часть.  «Захотел  он  попробовать  свой  топор…  Сила  в  Илье  огромадная».

В  былине:

С. 185,  строки 4 – 9.

 

  • Расскажи  о  силе  Святогора.

С. 185,  «Поглядел  богатырь  в  руку  правую, …

            Илью  с  лошадью  да  богатырской»,

С. 186,  «Говорит  Илья  да  таковы  слова: …

            Я  вижу  силушку  твою  великую».

 

  • Приготовь  пересказ  отрывков,  в  которых  говорится  об  уважении  к  старшим.

С. 178 – 179,  «Илья  Муромец  слушал…»  и  до  конца  части.

 

  • Приготовь  пересказ  отрывков,  в  которых  говорится  о  любви  и  почтении  Ильи  к  родителям.

С. 179,  3 часть,  1-е  предложение.

С. 180,  2-й  абзац.

С. 181,  «Дражайший  мой  родитель …  Благословите  меня,  я  поеду».

 

  • Приготовь  пересказ  отрывков,  в  которых  говорится  о  мужестве  Ильи.

С. 182,  «Посмотрел  Илья …   бросились  врассыпную».

 

  • Приготовь  пересказ  отрывков,  в  которых  говорится  о  великодушии  Ильи.

С.  183,  «Подъехал  Илья  к  шатрам,  смотрит …»  и  до  конца.

 

в) – Что  рассказано  в  сказке  и  былине  о  силе  Ильи  Муромца  и  Святогора?

Народ  преувеличивает  силу  богатырей.

– Зачем  он  это  делает?  (Хочет  представить  идеал  такого  человека,  который  защитил  бы  родную  землю  от  врагов.)

г) Выборочный  пересказ-викторина.

Дети  рассказывают  отрывки  из  сказки,  раскрывающие  внутренние  качества  героя,  класс  называет  эти  качества:

– об  уважении к  старшим;

– о  любви  к  родителям  и  о  почитании  их;

– о  мужестве;

– о  великодушии.

 

4.Сравнение  сказки  и  былины.

  • Проверка  выполнения  задания  5  в  рабочей  тетради.

         Фронтальная  работа:  ответы  детей.  

  • Детальный анализ  языка произведений:  (дети  называют)  

         архаизмы,

         слова  с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами,

         устойчивые  выражения,

         сказочные  выражения,

         уважительные  диалоги  (зачитывают).

 

В  былине  много  слов  с  непривычным  для нас  ударением, смещённым.

– Приведите  примеры.

– О  чём  это  говорит?

         Это  особенность  старой  речи,  старославянского  языка. Это  подтверждает,  что  былины  складывались  в  давние  времена.

 

5. Знакомство  с  новым  жанром – житием.

    а) В  житии  приводятся  достоверные  факты  из  жизни  былинного

   героя.

(3 подготовленных  ученика  рассказывают  о  жизни  преподобного Илии  Муромца).

 

Святой  богатырь  Преподобный  Илия  Муромец

В славном  городе  во  Муроме,

Во  селе  было  Карачарове,

Сиднем  сидел  Илья  Муромец,  крестьянский  сын,

Сиднем  сидел  цело  тридцать  лет.

 

Кто  не  знает  картину  В. Васнецова  «Богатыри»!  Огромный  воин  в  центре  картины  вглядывается  в бескрайние  просторы:  не  подступает  ли  враг  к  родной  земле?  

Это  Илья  Муромец,  былинный  герой.  А  знаете  ли  вы,  что  Илья – не  только  богатырь,  но  и  православный  монах  Киево-Печерской  Лавры?  Память  необычного  святого  совершается  в  необычный  день – 1 января,  когда  все  мы  празднуем  вступление  в  новый  год  нашей  жизни. 

Илья  по  прозвищу  Гущин  родился  в  простой  русской  семье  в  селе  Карачарово  близ  города  Мурома.  Часть  крестьян  этого  села  до  сих  пор  носят  фамилию  Гущины  и  считают  себя  потомками  славного  богатыря.

         В  детстве  и  юности  будущий  богатырь  страдал  параличом:  у  него  совсем  не  ходили  ноги.  Однако чудесным  образом  он  был  исцелён.  Былина  говорит,  что  Илью  вылечили  «калики  перехожие»,  то  есть  странники.  В  книгах,  изданных  до  революции,  писалось,  что  «калики» –

это  Христос  с  двумя  апостолами.

После  чудесного  исцеления  Илия  стал  воином  княжеской  дружины.  Он  прославился  невиданной  силой  и  ратными  подвигами.  Не  зря,  наверное,  о  нём  сложили  былины! 

Видимо,  после  тяжёлого  ранения  в  бою  Илия  принимает  решение  стать  монахом  и  постригается  в  Феодосиев  монастырь  ( так  тогда  называлась  Киево-Печерская  Лавра).  Сегодня  для  нас  удивительно,  почему  солдат  становится  монахом?  Но  тогда  это  было  распространено  среди  православных  воинов:  они  сменяли  меч  железный  на  меч  духовный  и  проводили  дни  в  сражении  за  блага  небесные.  Так  поступили  великие  полководцы  благоверные  князья  Александр  Невский,  Димитрий Донской.

Известно,  что  преподобный  Илия  преставился  в  1188  году,  сложив  пальцы  для  крестного  знамения.  Для  останков  святого  богатыря  был  сооружён  придел  в  Софийском  соборе  Киева.  Ему  была  оказана  такая  же  честь,  как  и  великим  князьям  ( например,  святому  князю  Ярославу  Мудрому).  Потом  мощи  преподобного  Илии  перенесли  в  Киево-Печерскую  Лавру,  где  они  покоятся  и  сейчас.

В  1988  году  проведена  экспертиза  мощей  Илии  Муромца  с  помощью  сверхточной  японской  аппаратуры.  Святой  упокоился  в  возрасте  40-55  лет.  Он  был  высокого  роста – 180 см.  По  нашим  меркам,  это  человек  чуть  выше  среднего  роста,  но  в  12 веке  такой  мужчина  считался  великаном  и  был  на  голову  выше  обычного  человека.

На  основании  мощей  святого  скульптор  С. А. Никитин  воссоздал  его  облик.  В  память  о  знаменитом  земляке  в  городе  Муроме  воздвигнут  храм  и  построен  памятник.

Иногда  мы  не  замечаем  за  страницами  былины  или  жития  настоящее  лицо  человека,  искренне  посвятившего  свою  жизнь  и  свои  подвиги  во  славу  Божию.  А  если  вглядеться  внимательней,  вчитаться,  то  преподобный  Илия  Муромский  становится  ближе  нам.

                                             Диакон  Сергий  Матвеев,  г. Нижневартовск   

 

 б)Ответы  на  вопросы  по  содержанию  жития.

     На  доску  помещаю  опорные  слова – основные  вехи  жизни

     преподобного  Илии.

     Обращаю  внимание  на  значение  слов:

         ратные  подвиги – боевые; 

         воевода – военный  начальник;

         застава  - синонимы:  граница,  рубеж;

         дружинники – охраняют  границу  …  (пограничники)

     – О  каких  качествах  Илии  вы  узнали  из  жития?

 

  Илья  Муромец – герой  былины.

  – Можно  ли  его  назвать  народным  героем?

  – А  патриотом?

  (Ученица  читает  толкование  слова  по  словарю  В.И Даля).

 

6. Обзор  детского  творчества,  зачитывание  отрывков  из  сказок,

      придуманных  детьми.

 

7. Обзор  выставки  книг.    

 

8. Заключение.

а) 4  мальчика  в  костюмах  богатырей  читают  наизусть стихи.

 

А  и  сильные,  могучие                                    Не  топтать  их  коням

         Богатыри  на  славной  Руси!                            Землю  русскую!

 

         Не  скакать  врагам                                   Не  затмить  им  солнце 

         По нашей  земле!                                      Наше  красное!

 

          Все:           Век  стоит  Русь – не  шатается!

                  И  века  простоит – не  шелохнется!

 

б) Учитель:

         Много  ещё  можно  рассказать  о  богатырях,  об  их  ратных

    подвигах.   Былинные  витязи  остались  в  памяти  народа  нашего

    олицетворением  силы,  доброты  и  великодушия.

    Сквозь  все  тяготы  и  страдания  народ  русский  пронёс  веру  в  силу 

    свою  и  величие.

 – Послушайте,  какую  оду  русскому  народу  посвятил  великий    русский  композитор  М. И.Глинка.

(Звучит  хор  из  оперы  «Иван  Сусанин».  «Славься»)  

 

9. Итог  урока.

–  Почему  я  подобрала  к  уроку  именно  эту  пословицу?

– Какие  чувства  воспитывает  богатырская  сказка  и  былина?

– Какие  чувства  укрепились,  а  может  быть,  родились  в  вашей  душе?

 

Домашнее  задание.

         Объясни  смысл  пословиц:

– Родина – мать,  умей  за  неё  постоять.

– Храбрость  города  берёт.

– Славу  свою  добывай  в  бою. 

 

Допиши  пословицы  и  объясни  смысл:

Береги  землю  родимую  как  …  .       (мать  любимую)

– Тот  герой,  кто  …  .                            (за  Родину  горой)

– Дисциплина -  мать  …  .                       (победы)                                                                                                                                                

 

Урок  русского  языка  в  4  классе

                             (2005 2006  учебный  год)

 

Тема:  Обобщение  изученного  о  глаголе.

 

Цели:  Использовать  принципы  дифференциации  и  индивидуализации  образования.

Обобщить  и  углубить  изученный  материал  по  теме  «Глагол».

Развивать  речь,  мышление.

Решать  задачу  гармоничного  развития  личности  на  примере  духовно-нравственного  воспитания.

 

I.Организационный  момент.

   Молитва.  Сообщение  темы  и  целей  урока.

 

II.Буквенный  диктант.

Отвечая  на  вопросы,  выписывайте  первые  буквы  ответов,  и  у  вас  получится  слово – название  темы  урока.

– Именно  эта  буква  является  первой  в  корне  слова  пригорок.

– Куда  смотрит,  судя  по  поговорке,  волк,  независимо  от  того,  сколько  его  кормят.

– Общее  окончание  в  именительном  падеже  единственного  числа  следующих  слов:  папы,  дорогой,  силой.

– Какими  членами  предложения  являются  подлежащее  и  сказуемое?

– Именно  такое  окончание  в  слове  озеро.

– Какое  слово  является  противоположным  по  значению  слову  зима?

– Какое  слово  у  вас  получилось?  (Глагол)

– Поработаем  с  глаголом.

 

III.Страница  знаний.

Игра  «Чей  ряд  лучше?»

(перекличка-повторение  теоретических  знаний  о  глаголе)

У  каждого  ученика  карточка-опора:

Глагол – это…

Обозначает…

           Что  без  меня  предметы?  Лишь  названья.

           А  я  приду, – всё  в  действие  придёт:

Летит  ракета,  люди  строят  зданья,

Цветут  сады,  и  хлеб  в  полях  растёт.

Отвечает  на  вопросы…

В  предложении  является…

Глаголы  изменяются  по…  и  по…

Если  глагол…  (-тся,  -тЬся)

У  глаголов  нет…

Частица  НЕ…

НЕ  выучил,  НЕ  сделал,

НЕ  знаешь,  НЕ  спеши…

С  глаголами  раздельно 

Частицу  НЕ  пиши.

НЕ  с  глаголом  пишу  раздельно,

Например,  НЕ  хотел  НЕ  знал.

Только  помню об  исключеньях:

НЕнавидел,  НЕгодовал,

НЕздоровилось,  НЕдомогал,

НЕволить…

 

IV.Орфографическая  страница.

Индивидуальная  работа  с  пословицами.

– Спишите  пословицу  в  тетрадь,  вставляя  пропущенные  орфограммы  и  раскрывая  скобки;  приготовьтесь  объяснить  смысл  пословиц  и  орфограммы. 

     (У  каждого  ученика  карточка  с  пословицей)

 

  • Б..гат  Бог  милост..ю  (до)людей,  что  мать  (до)детей.
  • Бога  (не)гн..ви – (по)д..бру  и  чест..  живи.
  • В)храме  свет  (от)свечи,  а  (в)душ.. – (от)м..литвы.
  • (В)мыслях  неправых  (не)жди  с..ветов  здравых.
  • «Господи,  (по)милуй!» – не  т..жело  г..в..рить  и  ле..ко  носить.
  • Гнушайся  вр..гов  Божьих,  р..зи  вр..гов  (О, о)течества,  люби  вр..гов  св..их.
  • Дли(нн, н)ый  ..зык  (с)умом  не  (в)р..дстве.
  • Добр….  дело  п..тает  душу  и  тело.
  • Жесток….  слово  гне..  родит,  пок..рное – укр..щает.
  • Ищи  кротост.. ,  чтобы  (не)дойти  (до)пропаст.. .
  • М..литва – путь  (ко)сп..сению.
  • Прид..ржи  ..зык  (в)бесед.. ,  а  сер..це  (в)гнев.. .
  • Суда  Божьего  ..колицей  (не)об..едешь.
  • (У)павшего  (не)считай  (за)(про)павшего.
  • Чес..ный  ч..л..век  д..роже  каме(нн, н)ого  моста.
  • Кто малым  д..волен,  тот  Бог..м  (не)забыт.

     Проверка:  выборочный  фронтальный  опрос.

 

V.Работа  по  теме  урока.

– Как  изменяются  глаголы  прошедшего  времени?

Работа  с  учебником:  с. 79,  упр.164,  165.

 

VI.Православная  страница.

       – Каким  было  прошлое  воскресенье  для  православных  христиан?     (Прощёное  воскресенье)

       – Какое  событие  последовало  за  ним?  (Великий  пост)

 

Самостоятельная  работа  (у  каждого  ученика  контрольный  лист 

с  текстом  и  заданиями).

 

1. – Вставь  пропущенные  орфограммы,  раскрой  скобки.

Мы  п..строим  кре..кий  мост

Через  весь  В..ликий  пост!

Богу  м..литься,  на  совесть  трудиться,

П..слушными  быть,  других  (не)судить,

Вс..гда  (за)собою  вину  находить,

Чужого  (не)брать,  (не)врать.

 

–  Прочтём  стихотворение  выразительно  (хором).

– О  чём  вы  постараетесь  помнить  во  время  Великого  поста?

 

2. – Прослушайте  отрывок  из  рассказа  В. Никифорова-Волгина  «Великий  пост»       и  постарайтесь  понять  его  содержание  (читает  подготовленная  ученица).

Великий  пост

К  аналою  подошёл*  священник,  зажёг  свечу  и  начал  читать  Великий  Канон  Андрея  Критского:

  «Откуду  начну  плакати*  окаянного  моего  жития  деяний?  Кое  ли  положу  начало,  Христе,  нынешнему  рыданию?  Но  яко  благоутробен,  даждь  ми  прегрешений  оставление».

  После  каждого  прочитанного  стиха  хор  вторит  батюшке: «Помилуй  мя,  Боже,  помилуй  мя».

  Долгая-долгая,  монастырски  строгая  служба.  За  погасшими  окнами  ходит  тёмный  вечер,  осыпанный  звёздами.  Подошла  ко  мне  мать  и  шепнула  на  ухо: «Сядь  на  скамейку  и  отдохни  малость…»  Я  сел,  и  охватила  меня  от  усталости  сладкая  дрёма,  но  на  клиросе  запели: «Душе  моя,  душе  моя,  возстани,  что  спиши?»

  Я  смахнул*  дрёму,  встал  со  скамейки  и  стал  креститься.  Батюшка  читает: «Согреших,  беззаконновах,  и  отвергох  заповедь  Твою…»

  Эти  слова  заставляют  меня  задуматься*.  Я  начинаю  думать  о  своих  грехах.

 

Задания:

1.  Определи  время  глаголов  (Н., П., Б.).

 

2.  Выпиши  и  разбери  по  составу  глаголы, отмеченные *

(1вариант – 1,  2  глаголы; 2 вариант – 3,  4 глаголы).

(2 ученика  разбирают  глаголы  по  составу  у  доски  молча).

Самопроверка.

 

3.   Глагол  является  ключевым  словом  во  многих  образных  выражениях.

   – Прочтите  пословицу  на  таблице:

     Кто  не  работает,  тот  не  ест.

  – Знаете  ли  вы,  что  этой  пословице  есть  синонимичное  выражение  в

     Священном  писании.

    

Чтение  на  таблице:

« Если  кто  не  хочет  трудиться,  тот  не  ешь».   

 

Итог  урока.

– Что  нового  вы  узнали  на  уроке?

– Чему  научились?

– Что  было  интересно?

|
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top