Тематика 3-го года занятий охватывает сравнительно обширный круг вопросов и рассчитана на подготовлен­ных кружковцев и на квалифицированного специалиста в роли руководителя кружка. Данный раздел пособия рассматривает в основном общие положения изучаемого материала, что при достаточном количестве литерату­ры позволит педагогу построить занятия кружка в соот­ветствии с возможностями и наклонностями его воспи­танников.

Деятельность школьников в кружках повышенного типа может иметь различные направления: постройка моделей автоматических систем и их экспериментальное исследование; разработка, изготовление и внедрение на производстве различных автоматических устройств, име­ющих народнохозяйственное значение; разработка при­боров, проведение исследований по заданиям предприя­тий и научных учреждений; изготовление действующих учебно-наглядных пособий, обучающих и экзаменующих машин в помощь школе; постройка автоматических игро­вых аппаратов, логических и вычислительных устройств; моделирование человекоподобных автоматов — роботов; создание многокомандных телеуправляемых моделей.

Таким образом, перечень конструкций, рекомендуе­мых для постройки в кружке, может быть достаточно об­ширным. Рекомендовать какие-то определенные рабо­ты—значит ограничить деятельность отдельных круж­ков, сковать их творческую инициативу.

Во многих конструкциях часто используются схемы и узлы, собранные в кружке 2-го года занятий. Следова­тельно, работа по созданию автоматических приборов и аппаратов может продолжаться и более одного учебного года.

Оригинальность конструкции, ее практическая цен­ность, а также доступность для ребят в первую очередь зависят от фантазии, квалификации и опыта педагога.

Вместе с тем совсем не обязательно каждый раз при­думывать новую схему или конструкцию. Если руководи­тель испытывает трудности в подборе удачных проверен­ных схем, ценных в учебно-познавательном плане и до­ступных по уровню их сложности, он может воспользо­ваться технической литературой с описанием схем приборов и аппаратов. В конце раздела подобный перечень приводится.

Степень трудности предлагаемых схем весьма различ­на. Многие из них доступны с точки зрения простоты решения схемной задачи, а другие—сточки зрения воз­можности приобретения используемых материалов и де­талей. Во всех случаях руководитель кружка имеет воз­можность выбора, сообразуясь со степенью подготовки юных конструкторов и их интересов.

Однако практические работы, выполняемые по опи­саниям, не должны сводиться к чистому моделированию или копированию образцов. Руководитель должен стре­миться, чтобы работа над любой конструкцией носила творческий, исследовательский характер, выполнялась под девизом «Автоматику — в народное хозяйство».

В основу кружков электронной автоматики повышен­ного типа положен индивидуальный метод работы над конструкциями. Данный метод подразумевает, что каж­дый член кружка или группа из 2—3 кружковцев выпол­няют различные задания. Деятельность кружка должна строиться так, чтобы каждый кружковец стремился пе­редать полученные знания и навыки своим товарищам, оказывал помощь школе, изготавливая схемы, приборы и учебно-наглядные пособия.

Успешная работа в кружках 3-го года занятий не­возможна без умения правильно пользоваться техниче­ской и справочной литературой, творчески решать по­ставленные задачи, четко формулировать свои мысли, конкретно составлять технические требования к изготов­ляемому устройству автоматики.

Руководителю следует больше прибегать к помощи кружковцев. Всю работу, в том числе и теоретическую, можно строить на основе докладов и рефератов, обсуж­дения эскизных проектов систем автоматики, подготов­ленных силами кружковцев.

Практическая деятельность должна строиться на ба­зе импровизированного конструкторскою бюро, где ру­ководителю отводится роль старшего рецензента. Мож­но из числа ребят выбрать (назначить) начальника КБ и его заместителя по научной работе Все члены кружка должны принимать активное участие в работе так назы­ваемого техсовета. Все работы, рефераты и эскизные проекты с объяснительными записками должны быть четко оформлены по всем требованиям технической до­кументации. Это позволит ребятам приучиться к четко­сти и аккуратности изложения материала.

1. ФУНКЦИИ АВТОМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ПРИ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ

Кружковцы знакомятся с формами автоматизации производственных процессов, с видами автоматических устройств, с помощью которых осуществляется комплекс­ная автоматизация. При комплексной автоматизации эти устройства выполняют функции управления, регулирова­ния, контроля и сигнализации. Функции людей сводятся к наблюдению за ходом и анализу процессов, периоди­ческому ремонту и т. д. Примерами комплексной автома­тизации предприятий являются почти все крупные гидро­электростанции СССР, многие химические, металлурги­ческие комбинаты с непрерывным технологическим про­цессом.

Руководитель дает краткую характеристику каждому из перечисленных видов автоматических устройств, при­водит примеры технического воплощения. Для практиче­ского знакомства с различными видами автоматизации рекомендуется провести экскурсию на промышленное предприятие или животноводческую ферму.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top