Социальная работа, как системная совокупность требований, предъявляемых к социальному работнику, охватывает комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.).
Именно отсюда возникает необходимость уделять чрезвычайно важное внимание личностно-профессиональному становлению специалистов по социальной работе, в силу их сегодняшней востребованности и ответственности, которую возлагает на них современное общество.
Социальная значимость профессиональной деятельности социального работника, повышение его влияния на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества, вызывает необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ развития личности самого социального работника, а также выявления новых социально-психологических условий его продуктивного личностно-профессионального становления как профессионала-практика. Все это указывает на практическую востребованность темы настоящего исследования.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
которая необходима для практики,
причём всякая неверная цифра составляет ошибку,
а всякая лишняя цифра – половину ошибки.
А.Н. Крылов
Курс приближений и округлённых вычислений в школьной математике находится в положении Золушки. Дети его не понимают, учителя сокращают до 2-3 уроков. Причины этого понятны. Во-первых, почти вся школьная математика использует точные значения и школьникам трудно привыкнуть к мысли, что в математике бывает что-то кроме них, и тем более различать где надо считать точно, а где приближённо. Во-вторых, к этому курсу почти нет содержательных задач, а есть только формальные упражнения на применение правил, мало проясняющие суть дела. В-третьих, имея калькулятор, школьникам проще сделать вычисления с восемью знаками, чем подумать о точности.
Тема: Восточные славяне. Возникновение государства у восточных славян.
Цели: 1. Исследование жизнедеятельности славян в период военной демократии и теории образования древнерусского государства.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта, атласы, доска, учебники.
Документация: журнал группы, план урока, КТП, раб.программа.
Ход урока.
Тема: Парламентская демократия. Как она работает.
Цели: а) Развивающие. Формирование умения понимать схемы, развитие языковой догадки по аналогии с родным языком.
б) Обучающие. Осознание понятия «демократия». Знакомство с основами парламентского государства, с конституционной монархией.
в) Воспитывающие. Формирование интереса к политике зарубежных стран.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: учебники, доска.
Документация: журнал группы, рабочая программа, план урока.
Тема: “Лаки и эмали” Предмет: Материаловедение(2 часа)
Цели: О. Знание состава, свойств и применения лаков и эмалей.
В. Формирование стремления к глубокому усвоению содержания урока.
Р. Формирование умения анализировать изученный материал.
Тип урока: обобщение и повторение знаний.
Оборудование: модель обмотки двигателя.
Документация: журнал группы, конспект
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: приборы, макеты.
Документация: журнал группы.
Ход урока.
Всего опрошено 9 учащихся.
- Оценки сразу не выставляются и некомментируются преподавателем.
Анализ урока.
Предмет: Черчение.
Тема: Сечения.
Цели: Обучающая - Знание метода сечений. Умение выполнять и читать чертежи с сечениями.
Воспитывающая - внимательность и аккуратность при выполнении чертежей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: модель вала, гаечный ключ, плакаты, учебники.
Анализ урока.
Предмет: химия
Цели: 1) Образовательная цель - обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление типов кристаллических решеток. Восполнить пробел в знаниях учащихся.
2) Воспитывающая цель – содействовать формированию основных мировоззренческих идей, обеспечить нравственное воспитание.
3) Развивающая цель – развивать умения выделять главное, обобщать и логически излагать свои мысли.
Обучение по своей природе и по особенностям его организации процесс достаточно сложный.
С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т.е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того приобретать их самостоятельно.
Вот почему некорректно ставить вопрос, какая из этих составляющих обучения более важна.
Фонд действенных знаний - это как бы материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.
Напомним, что существует две категории учебных умений: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины.
Речь в данном случае пойдет об общих учебных умениях как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения.
Итак, что же это за общеучебные умения, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся?
Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:
Учебно-организационные умения
Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения.
Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним, в частности, относятся такие умения:
Учебно-интеллектуальные или общелогические умения
Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких, как его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.
Два очень важных умения, с которых мы начнем перечень этой группы умений, строго говоря, не являются общелогическими. Но без их тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальные умения невозможно. Поэтому мы включили их в эту группу учебных умении. Что же это за умения, без которых процесс обучения попросту невозможен? Вот они. Первое умение
Умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно. Обратим внимание - для начальных и средних классов скорочтение преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию с такой скоростью. Нормальное чтение обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично», а в средних только на тройку. Необходим оптимальный уровень - чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учеников, кроме флегматиков, которые составляют, как правило, не более 6%.
Второе умение Умение - чисто и скоро писать.
«Писать чисто и скоро - дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума» (Квинтиллиан). Идея Квинтиллиана понятна: медленно пишущий учащийся медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым.
А далее идут умения, связанные с особенностями мыслительной деятельности ребенка, отражающие сложный процесс ее развития. Уровень интеллектуального развития ребенка определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:
Учебно-информационные умения
Овладение знаниями в любой их области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся умения:
Учебно — коммуникативные умения
Под учебно-коммуникативными умениями понимают умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом.
Более того, развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Это следующие умения: