Педагог рассказала, что с такой проблемой столкнулись многие школы района. Однако вчера и сегодня, спустя полтора месяца задержки, большинству педагогов перечислили средства, но не в полном объеме. Например, нет доплаты за классное руководство.
Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.
Тем самым заложенный во ФГОС подход к высшему образованию несколько отличается от традиционного для отечественной вузовской педагогики подхода, ориентированного на сообщение обучающемуся прежде всего комплекса фундаментальных теоретических знаний. Традиционно российские вузовские (особенно университетские) образовательные программы структурируются по областям научных знаний, и теоретическое обучение (главным образом слушание курсов лекций теоретического и историко-аналитического характера) занимает в них ведущее место.
Соответственным образом строятся и традиционные формы обучения и контроля успеваемости студентов. Привычный инструментарий образовательного процесса включает в себя лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, самостоятельную работу студента, практики, квалификационные работы. Все эти формы преимущественно направлены на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков), приобретенных в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания прежде всего теоретических знаний, как зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий или курс лекций.
При всей проверенной временем надежности и полезности данных форм обучения и контроля, их нельзя признать вполне достаточными как для формирования у студента заявленных во ФГОС компетенций, так и для проверки успешности освоения студентом образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения. Таким образом, стоящая перед российскими вузами в ближайшие годы задача – выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют:
Введение …………………………………………………………………. 4
технологий для оценивания образовательных достижений
обучающихся на основе компетентностного
подхода…………………………………………………………….. 5
1.1. Специфика определения компетенций………………………… 5
1.2.Классификация базовых компетенций. ……………………….. 6
1.3. Классификация общих и профессиональных компетенций
в рамках реализации ФГОС……………………………………... 12
1.4.Национальная рамка квалификаций как основа для
оценивания достижений обучающихся ОУ НПО и СПО
в рамках ФГОС……………………………………………………. 20
1.5.Основные подходы к оцениванию ( диагностированию)
достижений обучающихся………………………………………... 26
1.6. Проведение диагностики в рамках международного
исследования PISA………………………………………………. 28
обучающихся ОУ НПО и СПО………………………………… 33
2.1. Оценочные средства для диагностирования
эмоционально – психологического уровня
сформированности компетенций………………………………... 35
2.2. Оценочные средства для диагностирования
регулятивного уровня сформированности компетенций………. 39
2.3.Оценочные средства для диагностирования
социального уровня сформированности компетенций……….... 42
2.4. Оценочные средства для диагностирования
аналитического уровня сформированности компетенций……... 46
2.5. Оценочные средства для диагностирования
творческого уровня сформированности компетенций………..... 59
2.6.Оценочные средства для диагностирования сформированности
компетенций на уровне самосовершенствования ……. ……… 63
3.1.Технологии оценки образовательных достижений
обучающихся в процессе аудиторной и самостоятельной
работы обучающихся……………………………………………... 65
3.2.Технология оценки достижений в процессе
научно – исследовательской работы студентов………………… 67
3.3.Технологии оценки образовательных достижений
в ходе государственной итоговой аттестации выпускников…… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Литература…………………………………………………………………. 78
ВВЕДЕНИЕ
Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.
Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.
Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и студента равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.
В связи с этим усложняется квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость в рамках обеспечения и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате проанализировать:
- методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
В данной работе рассматриваются методология создания современной системы средств и технологий и способы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) студентов и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в новой компетентностной парадигме.
Введение ……………………………………………………………. 4
Технология развития ключевых компетенций…………………… 10
Технология диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся ……………………………………… 13
Приложения:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых - формирование рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной. Эффективное использование и развитие человеческого капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого повышения уровня жизни, но и главными качественными критериями, отличающими передовые страны от отстающих.
В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда. В то же время, как отмечается в девятом Национальном докладе о развитии человеческого потенциала Российской Федерации, Программе развития ООН, "последние десять с лишним лет в России происходит обесценивание человеческого капитала – опыта и знаний ученых, инженеров, специалистов".
ГАОУ СПО «Кукморский аграрный колледж»
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В этом контексте актуализируется наиболее значимая проблема современной методики обучения - ориентация учебного процесса на активную творческую мыслительную работу обучаемых в контексте развития их аналитико-конструктивных умений, что в плане формирования методической компетенции студентов осуществляется с помощью ситуативного или кейс-метода.
Надо отметить, что идеи этого метода довольно просты, и в то же время продуктивно способствуют формированию общих компетенций студентов. Во-первых, метод предназначен для получения знания по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, поэтому с успехом можно использовать на занятиях гуманитарного цикла.
Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Документ Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment") отражает итог начатой еще в 1971 году работы экспертов стран Совета Европы, в том числе и представителей России, по систематизации подходов к преподаванию иностранного языка и стандартизации оценок уровней владения языком. «Компетенции» в понятной форме определяют, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной.
Что составляет основное содержание данного проекта, проведенного в рамках Совета Европы? Участники данного проекта попытались создать стандартную терминологию, систему единиц, или общепонятный язык для описания того, что составляет предмета изучения, а также для описания уровней владения языком, независимо от того, какой язык изучается, в каком образовательном контексте - какой стране, институте, школе, на курсах, или частным образом, и какие методики при этом используются. В итоге была разработана система уровней владения языком и система описания этих уровней с использованием стандартных категорий. Эти два комплекса создают единую сеть понятий, которая может быть использована для описания стандартным языком любой системы сертификации, а, следовательно, и любой программы обучения, начиная с постановки задач - целей обучения и заканчивая достигаемыми в результате обучения компетенциями.
В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским1, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).
В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:
· социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);
· коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);
Пояснительная записка
Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. В ней приводится распределение учебного времени между разделами курса, представленное в виде тематического планирования, согласно учебнику Колмогорова А.Н для 10-11 классов «Алгебра и начала анализа» общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 недельных часа в течение года. В ней предусмотрено 7 контрольных работ.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Институт развития регионального образования Свердловской области»
кафедра педагогики профессионального образования
Оценка результатов образования обучающихся
ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода
Автор: Темняткина О.В.
канд. пед. наук, доцент кафедры
педагогики профобразования ИРРО
Печатается по решению заседания кафедры педагогики профессионального образования. Протокол № 3 от 23 ноября 2009 г.
Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.
Методическое пособие предназначено педагогам общеобразовательных предметов учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим образовательные программы в рамках компетентностного подхода.
Рецензенты:
Зеер Э.Ф., член – корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии РГППУ,
Сыманюк Э.Э., доктор психологических наук, зав. кафедрой акмеологии и психологии управления УрГПУ.
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 4
технологий для оценивания образовательных достижений
обучающихся на основе компетентностного
подхода…………………………………………………………….. 5
1.1. Специфика определения компетенций………………………… 5
1.2.Классификация базовых компетенций. ……………………….. 6
1.3. Классификация общих и профессиональных компетенций
в рамках реализации ФГОС……………………………………... 12
1.4.Национальная рамка квалификаций как основа для
оценивания достижений обучающихся ОУ НПО и СПО
в рамках ФГОС……………………………………………………. 20
1.5.Основные подходы к оцениванию ( диагностированию)
достижений обучающихся………………………………………... 26
1.6. Проведение диагностики в рамках международного
исследования PISA………………………………………………. 28
обучающихся ОУ НПО и СПО………………………………… 33
2.1. Оценочные средства для диагностирования
эмоционально – психологического уровня
сформированности компетенций………………………………... 35
2.2. Оценочные средства для диагностирования
регулятивного уровня сформированности компетенций………. 39
2.3.Оценочные средства для диагностирования
социального уровня сформированности компетенций……….... 42
2.4. Оценочные средства для диагностирования
аналитического уровня сформированности компетенций……... 46
2.5. Оценочные средства для диагностирования
творческого уровня сформированности компетенций………..... 59
2.6.Оценочные средства для диагностирования сформированности
компетенций на уровне самосовершенствования ……. ……… 63
3.1.Технологии оценки образовательных достижений
обучающихся в процессе аудиторной и самостоятельной
работы обучающихся……………………………………………... 65
3.2.Технология оценки достижений в процессе
научно – исследовательской работы студентов………………… 67
3.3.Технологии оценки образовательных достижений
в ходе государственной итоговой аттестации выпускников…… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Литература…………………………………………………………………. 78
ВВЕДЕНИЕ
Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.
Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.
Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и студента равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.
В связи с этим усложняется квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость в рамках обеспечения и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате проанализировать:
- методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
В данной работе рассматриваются методология создания современной системы средств и технологий и способы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) студентов и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в новой компетентностной парадигме.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
(инвариантная часть ОПОП)
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
(вариативная часть ОПОП)
Организация формирования общих компетенций по программам начального
и среднего профессионального образования
Оценивание уровня сформированности общих компетенций
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
В числе образовательных результатов, определенных стандартами довузовского профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Очевидно, что новые образовательные результаты останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения. Таким образом, первый требующий решения вопрос – это вопрос о конкретизации и декомпозиции общих компетенций, определенных стандартом, для целей их оценивания, и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного процесса учреждения довузовского профессионального образования.
по учебной дисциплине
«Иностранный язык» (английский)
преподавателя первой квалификационной категории
Тема: «Повторение: неправильные глаголы в профессии дизайнера»
Тип занятия: комбинированное, повторение и обобщение, контроль и коррекция
Вид занятия: практическое
Форма организации учебного процесса: решение ситуативных задач
Педагогическая технология: технология саморазвития человека, развивающего обучения, личностно – ориентированного подхода в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» (английский)
Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, информационно – сообщающий
Методические приемы: словесные, наглядные, практические
Информационное и материально-техническое обеспечение: литература для преподавателя, для обучающихся, интернет-источники, оборудование, предметные средства обучения, ТСО
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….. |
4 |
План занятия…………………………………………………………………….. Структура занятия……………………………………………………………….. |
5 6 |
Конспект занятия………………………………………………………………… |
7 |
Приложение 1. Средства обучения …………………….………………………. |
10 |
Приложение 2. Система средств контроля ……………….…………………… |
11 |
Приложение 3.Показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия………………………….. Приложение 4. Фрагмент Рабочей программы учебной дисциплины/МДК/ ПМ, относящийся к проводимому занятию ………………………………….. Приложение 5. Фрагмент раздела ОДК или ПТП, включающих проводимое занятие.…………………………………………………………………………. Приложение 6. Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия (заполняется преподавателем, проводящим МК)…………………………….. Приложение 7. Вопросы для проведения собеседования и для заполнения аналитической таблицы самооценки по результатам занятия………………. Приложение 8. Аналитическая таблица по результатам занятия (заполняется присутствующими на МК)………………………………………………... |
12
13
14
15
16
17 |