УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИМ ОСНАЩЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
(Аннотация)
Введение
Современный этап развития НПО, СПО характеризуется обновлением его содержания, связанным с социально – экономическими преобразованиями в стране, с внедрением в производство новейших видов техники, технологического оборудования, компьютерных систем и более современных методов выполнения производственных задач. В связи с этим на основе требований государственных образовательных стандартов возникает необходимость организации системной разработки нормативов оснащения кабинетов и учебно - производственных мастерских по каждой образовательной программе. На основе требований ГОСТов строится управление учебно – методическим и материально – техническим оснащением образовательных программ.
Многообразие возможного использования средств обучения для реализации одного и того же учебного материала ставит перед педагогом задачу выбора наиболее эффективного их сочетания на занятиях как теоретического, так и производственного обучения.
Существует несколько видов средств обучения: учебно – наглядные пособия, учебное и учебно – производственное оборудование, технические средства обучения.
Учебно – наглядные пособия представляют систему средств обучения, которые демонстрируются без помощи технических устройств: конкретных образцов оборудования, материалов, изображений внутреннего устройства, явлений, схем, таблиц.
Учебно - производственное и учебное оборудование охватывает совокупность предметов, ориентирующих студентов на практическую деятельность на основе двигательных умений и навыков.
К техническим средствам обучения относятся технические устройства, с помощью которых представляется учебная информация (кодоскоп, видеомагнитофон и др.) и носители информации (аудивизуальные средства обучения, технические средства программного обучения и контроля знаний).
Существуют ещё так называемые перспективные средства обучения – учебные книги. Учебная книга, основанная на использовании новых информационных технологий и позволяющая создавать учебники и дидактические пособия (в том числе электронный учебник) нового поколения, различается между собой по жанру, виду, предназначенности, подбору иллюстрированного материала, методикам использования.
Методические рекомендации по управлению материально - техническим оснащением образовательных программ содержат систематизированные локальные документы по уровням управления, которые включают в себя:
- систему документооборота по управлению материально - техническим оснащением образовательных программ;
- взаимодействие персонала по процессу «Организация функционирования и развития материальной базы колледжа»;
- формы по управлению материально - техническим оснащением образовательных программ;
- программу реализации образовательных стандартов по процессу «Организация функционирования и развития материальной базы колледжа».
Всю деятельность по материально - техническому оснащению можно разделить на четыре основных составляющих:
- оснащение предметными средствами по уровням;
- приобретение в кабинеты, мастерские;
- оформление зон развивающего пространства;
- ремонты (капитальные, текущие, косметические).