Вопросам проверки и оценки знаний учащихся посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, математических диктантов и так далее.
Основной целью проверки и оценки качества знаний учащегося преподавателем является определение качества усвоения им программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными ФГОС по математике.
Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:
1. Определить меру ответственности каждого учащегося за результаты учения.
2. Оценить уровень умений учащегося добывать знания самостоятельно.
3. Преподаватель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а учащийся – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.
Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:
1. Текущий контроль.
2. Тематический контроль.
3. Периодический контроль.
Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в схожем, может сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдающего есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится? Наблюдательность - это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.