Тема «Мониторинг окружающей среды»
Тип занятия – приобретение новых знаний
Вид занятия – изучение нового материала
Форма организации учебного процесса - теоретическое занятие с элементами практического
Педагогическая технология: проблемное обучение с элементами природно-рефлексивной технологии саморазвития человека
Методы обучения: информационно-сообщающий, частично-поисковый, проблемный
Методические приемы: словесные, картографический, анализ, сравнение, наложение карт), проектная работа
Информационное и материально-техническое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.
ОБОРУДОВАНИЕ
Тип занятия комбинированное
комбинированное, приобретения новых знаний, повторение и обобщение, контроля и коррекции
Вид занятия теоретическое с элементами практического
теоретическое, теоретическое с элементами практического, практическое, лабораторное
Форма организации учебного процесса групповая, фронтальная
парная, групповая, фронтальная ,деловая игра, ролевая игра, учебная дискуссия, тренинг, индивидуальный(групповой) проект, решение ситуативных(профессиональных/производственных) задач, конференция и т.п.
Методы обучения репродуктивный
Методические приемы: словесные, решение типовых задач, решение задач с элементами исследования
Информационное и материально-техническое обеспечение: проектор, карточки, презентация, ЦОР, электронный учебник ( А.Н. Колмогоров и др.)
по подготовке к ЕГЭ
в ***** учебном году
Предмет математика
Преподаватель Костылева Ирина Евгеньевна
Количество часов на год: 50
Количество часов в неделю:
Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию программы :
1.Закон об образовании РФ,
2.Федеральный компонент государственного стандарта .Стандарт основного общего образования по математике// Приказ МО РФ « Об утверждении Федерального компонентагосударственных стандартов начального, общего,основного и среднего ( полного) общего образования № 1089 от 05.03.2004г.
Модель повышения квалификации реализуется при смене парадигмы когнитивной на личностно-ориентированную, поэтому нами сделан акцент на андрагогическую науку.
Личностно-ориентированное обучение имеет свои закономерности. По В.В. Серикову это:
Каноническая дидактическая система в которой протекает традиционный образовательный процесс, как известно, состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления [84,49,113,124].
Анализ особенностей процессов дистанционного обучения (ДО) показывает, что дидактическая система, в которой он происходит, включает в себя 12 элементов. Дополнительно включенные элементы определены нами как нормативно-правовой, финансово-экономический и идентификационно-контрольный и маркетинговый. Безусловно, эти подсистемы присутствуют в неявной форме с той или иной степенью детализации и в канонической дидактической системе, но их значимость для нормального протекания педагогического процесса не столь принципиальна как при ДО.
Под организационными формами обучения будем понимать системную характеристику процесса обучения с точки зрения места, времени, количества, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, соотношения управления и самоуправления, а также целей, содержания, технологий обучения и воспитания [7].
Организационные формы обучения в вузе — это лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы), НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. Некоторые из этих форм организации учебной деятельности студентов можно адаптировать к системе дистанционного образования [4; 5]. Однако при этом традиционные организационные формы обучения приобретают ряд особенностей, трансформируются в части их организации и сфере психологического состояния обучающихся и преподавателей [7].
Элементы сравнения |
Моноактивная модель образования |
Интерактивная модель образования
|
Педагогические цели |
Усвоение предметно-дисциплинарных знаний
|
Создание условий для развития личности |
Ролевые позиции педагога |
· Ведущая роль · «Транслятор» (носитель информации) · Предметно-центрированная позиция · Директивный подход |
· Распределение ролей (сотрудничество) · «Фасилитатор», «Посредник» · Личностно-ориентированная позиция · Гуманистический подход |
Функции педагога |
· Трансляция (передача, сообщение) готовой информации и учебных действий · Забота о содержательной части |
· Управление познавательной активностью · Организация диалогового общения, продуктивной деятельности · Углубление и расширение знаний
|
Ролевые позиции учащегося |
· Объект формирующих воздействий педагога · «Когнитивный индивид» · «Приемник» и «дешифратор» учебной информации
|
· Объект формирующих воздействий педагога · Субъект познавательной деятельности, общения, творчества |
Функции учащегося |
· Пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации · Репродуктивная деятельность |
· Организуемый извне поиск, обнаружение и использование информации · Активный самостоятельный поиск · Продуктивная деятельность · Общение, взаимодействие · Творчество
|
Психологическая основа учения |
· Произвольность (исполнительность, дисциплинированность) · Конвергентное мышление · Внешняя мотивация (принцип «долженствования» в основе) |
· Инициативность, активность · Креативность · Внутренние ресурсы личности · Дивергентное мышление · Внутренняя мотивация (личностно-смысловое отношение к учению)
|
Принципы обучения |
· Наглядности · Научности · Доступности · Систематичности · Последовательности · Прочности знаний · Связи теории с практикой · Комплексности (эклектичности) |
· Диалогичности · Сознательности · Контекстности (жизненной и профессиональной) · Системности · Продуктивности · Проектности · Вариативности · Саморазвития · Сочетания индивидуального и коллективного · Целостности |
Методы и формы обучения |
· Преобладает фронтальная форма обучения · Наличие четких алгоритмов деятельности · Преобладание репродуктивных заданий · Сообщение, разъяснение, преподнесение, рассказ · Задание · Демонстрация (показ) · Передача фактологической информации
|
· Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы · Исследовательские проекты · Ролевые игры · Постановка проблем и задач · Обсуждение, дискуссия, беседа · Совместное планирование · Консультирование · Увлечение личным примером и эмоциональным отношением · Опора на личный опыт учащихся · Преобладание продуктивных заданий над репродуктивными
|
Учебные действия |
· Подражание · Дословное или смысловое восприятие · Механическое запоминание и воспроизведение информации · Повторение, тренировка, упражнение по готовым образцам и правилам |
· Работа с разными источниками информации · Выбор вопросов и задач · Поиск информации и общих принципов · Осмысливание (осознание) информации · Рефлексия своих состояний · Обмен информацией, идеями, способами деятельности · Решение поставленных задач · Экспериментирование · Выбор и применение общих принципов и понятий · Творческая деятельность · Участие в обсуждении, дискуссии
|
Контроль и оценка |
· Итоговый контроль деятельности · Внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил · Преобладает оценка со стороны педагога · Мотивация – за счет ожидания «приговора» (оценки педагога) |
· Постоянный мониторинг (на основе обратной связи) · Преобладают самоконтроль и самооценка
|
Результаты обучения |
· Накопление базовых знаний · Навыки конспектирования, анализа и выделения главного · Умение слушать и запоминать
|
· Навыки критического мышления · Решение сложных (нестандартных) проблем · Сравнение альтернативных мнений · Принятие продуманных решений · Умение вести диалог, общаться · Умение работать в команде · Внутренний контроль в отношении всего поведения |
Возможности (преимущества) |
· Развитие саморегуляции и дисциплинированности · Усвоение иерархической модели общественных отношений · Высокая социальная адаптабельность |
· Усиление смыслов учения посредством сотрудничества · Обогащение мотивов учения и познания · Расширение мотивационной сферы личности · Появление мотивов творческой деятельности · Становление мотивов саморазвития и самореализации
|
Ограничения (недостатки) |
· Отчуждение от учебных ценностей и задач · Сужение спектра познавательных мотивов · Обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных · Несамостоятельность учащихся |
· Недостаточное материальное обеспечение · Традиции и стереотипы применения методов обучения · Недостаток у педагогов опыта использования интерактивных методов обучения
|
Задание 1.
Перечень показателей качества электронной лекции
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ |
|
Критерии оценки качества лекции |
Перечень показателей качества электронной лекции
|
научность (соответствие современному уровню развития науки) |
Непротиворечивость раскрываемых понятий Ссылка на авторов и источники научных концепций Использование современных трактовок понятий, с точки зрения современных научных исследований Сопоставление точек зрения различных научных школ на проблему, раскрываемую в лекции |
мировоззренческая сторона |
Фундаментальность представленных в лекции знаний, основанных на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых |
наличие методологических вопросов, правильная их трактовка |
Раскрытие понятий с точки зрения методологии науки, современных концепций Раскрытие закономерности рассматриваемых явлений Целостность в раскрытии сущности рассматриваемой проблемы |
освещение истории вопроса |
Отражение этапов, периодов развития научной области |
показ различных концепций |
Наличие в лекции не менее 2-3 концепций |
связь с практикой |
Наличие ярких примеров Раскрытие рассматриваемых понятий, закономерностей на 2-3 примерах (примеры из различных сфер деятельности) Связь примеров с опытом слушателей |
связь с предыдущим и последующим материалом |
Понятная структура лекции Включение в лекцию блока, закрепляющего понятия предыдущей лекции Введение новых понятий с опорой на ранее изученные |
внутрипредметные, межпредметные связи |
Раскрытие сущности изучаемых понятий и явлений на примерах из различных научных областей Прослеживание причинно-следственных связей между понятия одной научной области (дисциплины) Доказательность теории с использованием средств и методов другой науки |
изложение материала, выходящего за пределы учебника |
Наличие в лекции материалов взятых из ведущих международных научных изданий Наличие в лекции ссылок на ведущие научные школы, занимающиеся проблематикой представленной в лекции |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА |
|
четкая структура и логика изложения |
Наличие в лекции многоуровневой нумерации представленных блоков материала Изложение лекции от общего к частному или от частного к общему |
наличие плана, следование ему |
Отсутствие хаотичности в представленном лекционном материале
|
сообщение литературы к лекции |
Наличие списка литературы Наличие гиперссылок на Интернет-источники |
доступность и разъяснение новых терминов |
Наличие поясняющих схем, таблиц, помогающих слушателям лучше усвоить изучаемые понятия и явления |
доказательность |
Соблюдение структуры доказательства схеме: научный тезис - доводы, с помощью которых этот тезис обосновывается –вывод Наличие аргументов, учитывающих уровень знаний слушателей в той области науки, по которой читается лекция |
выделение главных мыслей |
Главные мысли выделяются лектором с помощью дикции, логических пауз, главные мысли в тексте выделяются цветом, подчеркиванием и т.п. |
наличие приемов закрепления |
Наличие в лекции: - закрепляющих упражнений, - тестов для самопроверки, - примеров с разбором решений и др. |
подведение итогов |
Наличие в конце лекции: - резюме, - выводов, - вопросов. |
применение наглядных пособий, ТСО |
Уместность использования пособий и ТСО Своевременность использования пособий и ТСО Отсутствие одновременного использования нескольких ТСО перегружающих понимание изучаемой проблемы |
применение лектором опорных материалов |
Наличие в лекции схем, таблиц, выделенных определений понятий Наличие заранее заготовленных раздаточных материалов для слушателей |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА |
|
требование конспектировать и контроль выполнения |
Наличие обратной связи Наличие критериев оценки выполнения заданий Наличие баллов в системе оценивания заданий |
обучение студентов методике записи лекции |
Наличие методических рекомендаций по составлению конспектов лекций |
помощь в конспектировании |
Выделение главных мыслей в лекции Наличие рекомендаций для слушателей (на какие вопросы следует обратить особое внимание) |
активизация мышления |
Наличие в лекции проблемных вопросов, занимательных задач, развивающих заданий |
использование приемов поддержания внимания |
Использование в лекции приемов удержания внимания: интересные примеры, изменение высоты голоса, мимики преподавателя |
побуждение задавать вопросы |
Применение в лекции заведомо нераскрытых терминов, побуждающих слушателей задавать вопросы Применение в лекции логических пауз, во время которых лектор обращается к слушателям с просьбой задать вопрос |
разъяснение особо трудных вопросов |
Предусмотренность в лекции разделов с четким алгоритмом, разъясняющим трудный вопрос Изложение трудного вопроса с опорой на уровень (подготовленность) слушателя к изучению трудных вопросов Наличие в лекции материалов подготавливающих слушателей к изучению нового сложного вопроса |
наличие заданий на самостоятельную работу по учебнику |
Соответствие заданий самостоятельной работы стандартным требованиям, предъявляемым к времени выполнения, сложности и уровню образования Наличие пояснений к выполнению заданий для самостоятельной работы Однозначность понимания текста задания слушателями |
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА |
|
знание предмета |
|
умение установить контакт |
Умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.) Умение лектора адекватно отреагировать на сложившееся эмоциональное состояние аудитории |
эмоциональность |
Искренность Сдержанность Экспрессивность Эмоциональное взаимодействие с аудиторией |
поставленный голос |
Способность лектора достигать максимальной силы голоса Способность голоса выдерживать значительные нагрузки Яркое и сильное звучание речи Широкий звуковысотный диапазон речи Длительность дыхания |
хорошая дикция |
Плавность и слитность произнесения слов Чёткость и ясность произношения Приемлемая манера выговаривать слова |
ораторское мастерство |
Убеждающее воздействие Владение техникой речи Большой запас слов Свободное владение речью Коммуникабельность |
культура речи |
Владение языковой нормой устного и письменного языка Умение использовать выразительные языковые средства Правильное произношение слова Коммуникативная целесообразность Богатство речевых оборотов |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ |
|
информационная ценность |
Достаточная новизна знаний Отсутствие в лекции банальных утверждений, общих рассуждений, не требующих размышления, Развивающее содержание лекции Наличие нескольких познавательных уровней: репродуктивного, реконструктивного, эвристического |
воспитательный аспект |
Соответствие стиля изложения лекции общепринятым нормам и культурным ценностям общества |
достижение дидактических целей |
Наличие показателей, по которым оценивается эффективность самостоятельной работы слушателей (достижение слушателями образовательного эффекта, становление компетентностей) как индикаторов качества лекции |
Учебный процесс с применением
дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
Дистанционные образовательные технологии успешно сочетаются с организационными формами традиционной лекционно-семинарской системы обучения.