Вариант 1. Написать текст для публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности».

1 . Выбрать вид красноречия.

  1. Представить аудиторию: возраст, профессия, социальный статус и пр.
  2. Сформулировать цель выступления в зависимости от жанра: торжественная, траурная,
    гневная, обличительная, поздравительная, хвалебная и пр.
  3. Подготовить содержание речи.
  • Вспомнить историко-культурные условия, в которых формировалась личность.
  • Подобрать факты биографии, определившие и раскрывающие:

а) становление характера;

б) выбор жизненного пути.

4.3. Вспомнить наиболее значительные деяния личности, оставившие след в истории,
судьбе народов и стран, практическую деятельность персоны.

4.4.   Выбрать яркие высказывания соратников и противников, характеризующие
мировоззрение личности.

4.5. Выбрать высказывание личности о себе.

  1. Определить основной способ композиции (хронологический или искусственный),
    расположить информацию.
  2. Составить тематические блоки (3) и тезисы выступления (в каждом блоке 1-2 тезиса).
  3. Продумать связки между частями выступления и переходы.
  4. Использовать риторические фигуры (2-3 фигуры мысли, 2-3 фигуры речи),
    представляющие демонстрацию и пафос выступления.
  5. Продумать вступление и заключение речи, обращение к аудитории для поддержания
    внимания и этикетные формулы.

В качестве образца предлагается текст «Памяти Д. С. Лихачева»

«Друзья! Несколько лет прошло с того дня, когда с нами не стало замечательного человека, выдающегося ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева. И хотя годы успокаивают горе, невосполнимая утрата и по сей день тревожит наши души.«Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Так говорил он, и так он жил. Эти слова, ставшие девизом его жизни, должны стать руководством на каждый день для каждого из нас.

Дмитрий Сергеевич родился 28 ноября (по старому стилю — 15 ноября) 1906 года в Петербурге, в семье инженера. В 1923 году он окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. В 1928 году окончил Ленинградский университет, защитив два диплома — по романо-германской и славяно-русской филологии. Но в 1928—1932 годах Лихачев был репрессирован за участие в научном студенческом кружке, арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. В 1931—1932 годах находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден как «ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР». Тяжелые испытания, выпавшие на его долю, не сломили, а, напротив, закалили характер этого прекрасного человека. В 1941 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века». В осажденном фашистами Ленинграде Лихачев, в соавторстве с археологом Тихановой, написал брошюру «Оборона древнерусских городов», которая появилась в блокадном 1942 году. Надо ли говорить, сколь актуальной была на тот момент тема исследования, какую роль она сыграла в научном мире? В 1947 году Дмитрий Лихачев защитил докторскую диссертацию, на этот раз тема звучала так: «Очерки по истории литературных форм летописания XI—XVI вв.». Послевоенные годы принесли Лихачеву всемирную славу и заслуженное уважение. В 1953 году он становится членом-корреспондентом Академии наук СССР, а затем и членом академий наук ряда зарубежных государств: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Кроме того, он становится почетным доктором ряда университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970). Однако все это не сделало Лихачева напыщенным и оторванным от жизни мудрецом. Напротив, Дмитрий Сергеевич живо интересовался всем происходящим, его волновали не только вопросы теории и методологии литературы, но и реальная жизнь простых россиян. Надеясь быть полезным, Дмитрий Сергеевич в 1989 году стал народным депутатом СССР. Однако политика и наука - разные вещи. Истинному интеллигенту сложно участвовать в политических баталиях, которые редко делаются в белых перчатках. И тем не менее Дмитрий Сергеевич Лихачев оказал огромное влияние на формирование политических свобод и развития демократии в России. Дмитрий Лихачев считал, что каждый вне зависимости от своей профессиональной принадлежности должен участвовать в общественной жизни. И даже ученые должны не только развивать науку, но и жить интересами простых людей. «Ученые не всегда бывают интеллигентны, - писал он. -Неинтеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересам своей специальности, они жертвуют интересами людей или культурными ценностями. Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли». Проходят часы, дни, недели, пройдет еще не одно десятилетие, а эти слова останутся столь же актуальными, как и сегодня. Каждый из нас, стремясь стать более совершенным, может обратиться к трудам Дмитрия Сергеевича и найти ответы на многие интересующие вопросы. Все творческое наследие Лихачева — это завещание потомкам, и от того, насколько чутко все мы воспримем эти советы, зависит не только будущее каждого из нас, но и будущее всей мировой цивилизации. Так что, друзья, выбор за нами!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вариант 2. Подготовить публичную речь для зачета.

  1. Выбрать актуальную тему.
  2. Выбрать род и жанр красноречия.
  3. Составить план выступления.
  4. Сформулировать тезисы.
  5. Выстроить аргументацию.
  6. Продумать композицию.
  7. Продумать зачин и концовку.
  8. Использовать риторические фигуры.
  9. Продумать приемы удержания внимания аудитории.

 

 


 Вариант 3. Проанализировать публичную речь (фрагмент - 1,5 стр.), используя приведенный ниже примерный план.

  1. Инвенцио. Целеустановка речи (проинформировать, развлечь, воодушевить, убедить, призвать к действию и т. д.). Основная тема, тезисы речи. Топосы. Аргументация, виды аргументов.
  2. Диспозицио. Жанрово-композиционные особенности речи (искусственная, хронологическая, рамочная). Композиция речи (зачин, вступление, основная часть — доказательства и опровержения — и заключение; концовка). Коммуникативные тактики оратора — начало и конец выступления, распределение информации в тексте, динамика повествования, авторизованность (выраженность авторского «я»), выраженность логических и других связей между высказываниями.
  3. Элокуцио.

3.1. Жанровая принадлежность речи и признаки функциональных разновидностей языка:

а) черты научного стиля — объективность, аргументированность, употребление специальных
терминов, цитирование, ссылка на авторитеты, информативность, однозначность, употребление
отглагольных существительных, причастных и деепричастных оборотов, прямой порядок слов;

б) черты публицистического стиля — смешение слов разной стилистической окраски, повышенная
экспрессия, языковая игра, сленг, употребление заимствованных слов, цитирование источника
информации, риторические фигуры;

в)   черты официально-делового стиля — сухость и безличность изложения, модальность
долженствования, протокольная лексика или синтаксис, использование отглагольных
существительных и расщепленных сказуемых, страдательного залога, причастных и деепричастных
оборотов, ссылка на статьи закона, аббревиатуры, перечисление;

г) черты разговорной речи — эллипсис, сокращение слов, использование разговорных выражений,
неполные и назывные предложения, инверсия; черты языка художественной литературы — высокая
степень образности, наличие изобразительновыразительных средств языка, выполняющих
эстетическую функцию, элементы языковой игры.

3.2. Уровень текста: синтаксис, структура предложений, риторические фигуры: фигуры мысли и
фигуры речи.

3.3.Уровень слова: лексика, фразеология, изобразительные средства языка — тропы. Слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, однокоренные слова; слова высокой, просторечной или экспрессивной окраски; устаревшие и заимствованные слова, окказионализмы, неологизмы, термины, штампы, клише, профессиональный жаргон, сленг; фразеологизмы, устойчивые словосочетания; языковая игра; употребление слов и выражений в переносном значении (тропы): эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, антономазия, оксюморон, ирония и т. д.

  1. Структура коммуникативной ситуации в тексте/речи.
  • Говорящий (кто адресант).
  • Слушающий (кто адресат).
  • Отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим тональность общения (официальная — нейтральная — дружеская).
  • Цель выступления.
  • Вербальные и невербальные средства общения (язык или его подсистема — диалект, стиль, а также паралингвистические средства — жесты, мимика).
  • Способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный).
  • Место общения.
  1. Образ оратора.
  • Логос — отношение к теме выступления, степень эрудированности, подготовленности, степень доказательности суждений. Топика речи, аргументированность речи.
  • Этос — отношение автора к теме (предмету речи), выраженность мировоззрения и жизненной позиции, ценностная и прагматическая ориентированность речи на аудиторию.
  • Пафос — эмоциональность, использование психологических приемов воздействия; умение продуктивно и эффективно воздействовать на мотивы, потребности, цели, интересы, ожидания аудитории.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top