Прежде нежели будем рассматривать умствен­ные способности порознь, предложим общие прави­ла и, в первую очередь, правила предосторожности, которые предохраняли бы эти способности от всего ослабляющего или разрушающего.

Есть такие примеры, когда родители и воспита­тели намеренно старались подавлять в ребенке неко­торые способности, например, любознательность, воображение и т.п., чтобы тем вернее предохранить его от злоупотребления ими. Но неправильность та­ких поступков видна уже из того, что было замечено выше. Хотя воспитатель и должен отсекать дикие наросты и лишние отростки, но самого дерева, то есть данных от Бога способностей, он не должен разру­шать, а, напротив, должен питать их и взращивать.

Чаще ослабляются духовные способности нена­меренно, по неведению, по нерадению или под дей­ствием каких-нибудь господствующих предрассуд­ков. Это происходит от недостатка правильного воз­буждения их или от чрезмерного напряжения. Как в теле, так и в душе бездействие или неупотребление данных нам сил влечет за собой ослабление их. Ос­тавьте, например, без упражнения память мальчи­ка,— и она навсегда останется слабой; напротив, уп­ражняйте ее надлежащим образом,— и она укрепит­ся. Поэтому чрезвычайно вредно, когда или слишком обременяют воспитанника учением, или, напротив, слишком облегчают обучение, так что оно становится для воспитанника как бы приятной забавой.

В близкой связи с этим недостатком находится односторонность образования, когда преимущест­венно развивают только одну какую-либо способ­ность, оставляя прочие без внимания, или известную силу души занимают только одним каким-нибудь предметом. От этого неизбежно должна произойти в человеке вредная несообразность. И если воспита­тель ищет своей славы в том, чтобы одну какую-ни­будь способность развить до необыкновенной степе­ни, то, хотя он и может за это получить одобрение от неразумных, наблюдатель, хорошо понимающий де­ло, наверное, с ним не согласится.

При этом надо обращать внимание и на прочие способности, которые оставлены в небрежении. И тогда в этом мнимо-мастерском деле ничего больше не увидим, кроме неправильного или односторонне­го воспитания души. Такая односторонность бывает особенно вредна, когда приводит к разрушению над­лежащей подчиненности между душевными силами, отчего низшие силы берут перевес над высшими.

Это очень часто случается, особенно с воображе­нием, и последствия этого бывают самые неприят­ные. Те воспитатели, которые все свое искусство употребляют на то, чтобы в воспитанниках особенно усилить воображение, сами не знают, что делают Противоположный этому недостаток есть не­умеренное напряжение пробуждающихся умствен­ных сил, когда детей или слишком рано принуждают к учению, или избирают предметы, для них очень трудные или слишком разнообразные, или когда, особенно маленьких детей, очень долго занимают одним предметом, либо принуждают к умственным занятиям не вовремя, например, сразу после еды. Если слишком сильно натянуть лук, он переломится или, по крайней мере, потеряет свою упругость. Это такое замечание, к которому должны внимательно отнестись родители, особенно образованные и слиш­ком заботящиеся об образовании детей своих.

Но умственные способности могут ослабевать и от следующих причин:

а)   от вредного влияния со стороны тела, а поэто­му от нездоровой пищи, испорченного воздуха, от не­достатка движения и т.п. Слабость и болезненность тела, чрезмерная раздражительность нервов, пресы­щение желудка, недостаток движения, нечистота и

т.п. вызывают значительное ослабление душевных сил. Как разрушителен в этом отношении порок самоосквернения, это будет показано в другом месте;

б)    от господствующего состояния духа. Весе­лость, спокойствие и умеренная надежда на себя благоприятствуют умственной деятельности; напро­тив, печаль, страх, беспокойство и чрезмерное недо­верие к собственным силам ослабляют ее. Особенно вредно, если какая-нибудь наклонность обращается в господствующую страсть. Это ведет к стеснению деятельности духа и оставлению всего прочего, за исключением одного предмета страсти. Поэтому когда ученик предается любви к другому полу, стра­сти к какой-нибудь игре или иной беспорядочной на­клонности, тогда от этого терпит вред не только его невинность, но и успех в учении.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top