Воспитание необходимо для того, чтобы человек мог удобнее достигать доступного ему совершенст­ва. В этом убеждает нас не только всеобщее наблю­дение как за каждым человеком, так и за целыми на­родами, но и само существо дела. Если оставить способности ребенка без надлежащего возбуждения и руководства, то они или не разовьются, или под­вергнутся повреждению; а если в основу воспитания будут положены ложные начала, то дети получат превратное образование, и вред от этого часто быва­ет неисцелимый.

Что, например, выйдет из бедного воспитанника, если посредством ложных правил с ранних лет будут удалять его от Бога и Искупителя, ввергнут в пучину суетной жизни по духу мира, как будто ничего нет выше настоящей жизни? Если от этого настоящее поко­ление получит превратное направление, то что про­изойдет с будущим?

Юношество — это питомник, откуда через не­сколько лет выйдут отцы, матери, начальники и под­чиненные, и данное им образование, ложное или ис­тинное, они наследственно передадут дальнейшему потомству, с тем только различием, что плохие впе­чатления будут еще более усиливаться, еще далее распространяться; а добрые, если не будут постоян­но поддерживаемы, скоро совсем изгладятся.

Поэтому в деле воспитания очень важно, чтобы родители и все, принимающие участие в воспитании детей, хорошо и основательно знали, к какой глав­ной цели и каким образом они всегда должны стре­миться, воспитывая детей, вверенных им Богом. Особенно же пастырю должны быть хорошо извест­ны начала истинно христианского воспитания.

Как он будет возводить к высшей христианской нравственности вверенную ему паству, если не бу­дет полагать к этому основания в расцветающем юношестве? Его высокое звание непременно требу­ет, чтобы он: а) как в общественных своих поучени­ях, так и в частной беседе учил родителей их обя­занностям, обращал внимание на их ошибки и умел всегда подавать им добрые советы; б) как учитель благочестия и как друг детей, воздействовал на них сильно и благотворно.

Спрашивают иногда: если дело воспитания со­провождается такой великой пользой, то почему не­редко бывает так, что при всем, по-видимому, стара­нии о воспитании детей святая вера и нравствен­ность, вместо того, чтобы цвести, едва не совсем угасают в них? На это можно дать такой ответ:

  1.  не всегда начинают воспитание с начал истин­но христианских, а если и положены добрые начала, то очень нередко бывает так, что детей не учат тому, как применять их к главной цели;
  2.  наилучшее воспитание не будет иметь успеха, если ему не содействуют родители, домашние и все, имеющие влияние на ребенка. А как редко это быва­ет! И кому не известно, что разрушать гораздо лег­че, чем созидать;
  3.  при этом, если мы без всякого предубеждения сравним одно общество, один народ с другим, один век с другим, то ясно откроется, что посредством воспитания, несмотря на частые препятствия, сдела­но и всегда делается очень много доброго.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top