«Ликует буйный Рим...»

Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена.

Кто не знает этих строк из трагического стихотворения Михаила Юрье­вича Лермонтова. Гладиатор умирает на арене Колизея...

 

Колизей! По-латыни — колоссальный. Так называлось огромное зрелищ­ное здание Древнего Рима, построенное в конце I века нашей эры. Это был одновременно и цирк и театр, пантомима и стадион.

Сотни и сотни пленных рабов-воинов на потеху праздной римской знати погибали на арене Колизея в кровавых битвах, в смертельных поединках со львами, тиграми, медведями.

Под ареной Колизея было множество подземных помещений-темниц, зверинцев, казематов, хитроумные приспособления превращали арену в зе­леную рощу или африканскую пустыню: неожиданно возникал совершенно иной пейзаж и среди скал и пещер появлялись леопарды, львы — и разы­грывалась сцена охоты... Арена Колизея могла стать бассейном-озером, где устраивались праздничные феерии или парусные военные корабли и галеры уничтожали друг друга в морских баталиях.

Любимейшим зрелищем в Колизее были бои и поединки гладиаторов. Специально обученные пленные рабы, облаченные в панцири, с пышными касками на головах, вооруженные короткими мечами — «гладиусами», сражались не на жизнь, а на смерть. Победитель, поставив ногу на грудь поверженного, поднимал руку, приветствовал римского императора — любителя таких зрелищ. Радостный рев пятидесяти тысяч зрителей был единственной «наградой» победителю, чья жизнь, не сегодня-завтра, также печально-пышно завершалась на этой же арене.

Арена Колизея имела форму эллипса — вытянутого круга; это позво­ляло лучше видеть происходящее. Ложи императора и сенаторов распола­гались посредине длинной стороны эллипса, у самого центра арены. Из­нутри Колизей казался гигантской воронкой, напоминающей современный стадион. Ряды с местами для зрителей поддерживали каменные столбы. Столбы были связаны между собой арками — дугообразными перекрытия­ми и сводами.

Снаружи Колизей имел как бы четыре этажа. Три нижних на фасаде были опоясаны непрерывным рядом окон-арок с закругленным верхом. Посреди арок-окон помещались скульптуры воинов. Колизей имел 240 арок на трех ярусах. А в первом этаже скульптур не было, потому что через эти арки проходили внутрь здания. Через 80 таких входов в считанные минуты в Колизей входило 50 тысяч человек. На всех трех этажах между окнами по фасаду были установлены колонны с капителями. На первом этаже колонны имели капители дорического стиля, на втором—ионического, на третьем — коринфского стиля. А четвертый этаж колонн не имел.

Глухая стена с редкими окнами завершалась рядом мачт, напоминавших зубцы перевернутого женского гребня. К мачтам канатами натягивался вел арий — так назывался огромный тент для защиты от солнца. Материал велария был желтого цвета, и в пасмурные дни казалось, что сияет солн­це. Крыши Колизей не имел.

Сейчас от величественного здания древности — Римского Колизея — сохранились полуразрушенные стены да развалины арены. Вокруг бродят туристы и собирают на память осколки каменной кладки, имеющей почти двухтысячелетний возраст.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top