В Советском Союзе воспитание человека имеет общест­венный характер. Воспитание детей и молодежи в семье, которое признается одной из основных, важнейших ее за­дач, тесно и всесторонне взаимосвязано с общественным воспитанием. Вместе они составляют единую систему вос­питания советского человека.

Родителям надо знать, как в общем воспитании ребенка, девушки и юноши, а также молодежи решать задачи поло­вого воспитания. Девушкам и юношам, подросткам, моло­дежи надо иметь определенные представления и знания в области половой проблемы, что может предупредить тяже­лые последствия неосведомленности.

В. Г. Белинский считал ложным мнение, будто нравст­венная чистота состоит в младенческом неведении. Он утверждал, что добродетель девушки не в том, что она младенчески не знала, а в том, что младенчески знала и в знании оставалась чистой и девственной.

Повседневно в процессе своей трудовой деятельности, в общении с людьми, а также через науку и искусство мы познаем жизнь. Дети познают явления жизни на примере поведения родителей, на примере всего того, что они видят и слышат в своей семье, в школе, во дворе, на улице, узна­ют из содержания книг.

Каждый день ребенок встречается с новыми, неведо­мыми для него явлениями. Стремясь понять, узнать их про­исхождение и значение, дети, естественно, обращаются за разъяснением к старшим и прежде всего к родителям. Из­вестно, что в 2—5-летнем возрасте дети буквально забра­сывают родителей бесконечными вопросами. Нередко неко­торые из них очень сложны, поэтому далеко не каждый взрослый может дать ответ, доступный пониманию ребенка. Но отвечать нужно. А. М. Горький писал: «…сказать ребен­ку на его вопрос ,,подожди, вырастешь — узнаешь, значит гасить его стремление к знаниям».

Надо помнить, что большое влияние на детей оказывают не только содержание разговора, указания, беседы, но и их тон. Сказанное ребенок воспринимает лучше, если с ним разговаривать спокойно, убедительно, серьезно.

Писатель, врач и замечательный педагог Януш Корчак писал: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем уметь с ними говорить». Родители должны знать и пони­мать интересы детей, искать и находить с ними общий язык. Резкость, окрики, а тем более даже легкие, но час­тые телесные наказания обычно оказывают обратное дей­ствие. Несмотря на страх, боязнь наказания, у ребенка все же вырабатывается привычка выполнять то или иное по­ручение только после окрика; возникает озлобленность и развивается скрытность.

Большое значение имеет и воспитание личным приме­ром, повседневным поведением родителей и старших в семье, соответствующим действием, реакцией, поступком, своим отношением не только к ребенку, но и к окружаю­щим людям, к близким и к чужим, а также созданием бла­гоприятной домашней обстановки.

Учитывая огромное воспитательное воздействие лично­го примера, напомним убедительные слова А. С. Макарен­ко: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказы­ваете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жиз­ни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как читаете газе­ту — все это имеет для ребенка большое значение. Малей­шее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все по­вороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, если вы оскробляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ва­ших детей и воспитываете плохо и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Содержание словесных разъяснений, уговоров, бесед не всегда воспринимается детьми и нередко забывается. Лич­ный же пример родителей и старших в семье проявляется повседневно, постоянно. Он запоминается как наглядное пособие, часто оставляя неизгладимый след в памяти ре­бенка. К тому же следует учесть склонность детей к под­ражанию взрослым. И это обязывает родителей, особенно в присутствии детей, вести себя так, чтобы служить при­мером высокой нравственности.

Вместе с тем объяснение, разъяснение, т. е. просвеще­ние, в детском возрасте полностью сохраняет большое вос­питательное значение. Приводим такой пример. Четырех­летней девочке подарили куклу с очень смуглым, коричне­вым цветом лица. Девочка заявила, что кукла ей не нравится; она отложила ее в сторону и в течение нескольких дней не играла с этой куклой. Но после того как ей объ­яснили, что ко всем людям надо относиться хорошо неза­висимо от цвета их кожи, что только нехороший, злой че­ловек обижает людей с темной кожей, эта кукла вскоре ста­ла самой любимой среди нескольких других красивых белолицых.

Для правильного воспитания детей в семье большое зна­чение имеет единство взглядов и полная согласованность действий и словесных указаний родителей и старших. К сожалению, в семье еще нередко можно наблюдать со­вершенно недопустимое явление, когда мать освобождает ребенка от выполнения указаний или поручений, которые дал ему отец, либо так поступает отец и в присутствии ре­бенка порицает характер воспитательного влияния матери. Сначала ребенок теряется, не зная, кого же слушать, но очень скоро он уже знает, когда надо обратиться к матери и когда — к отцу, чтобы получить то, чего он хочет, либо чтобы избавиться от того, чего он не желает делать. В та­ких условиях нарушается вся система его воспитания в семье.

Важно, чтобы слова родителей не расходились с делом, с их поведением.

Задача родителей состоит в том, чтобы естественное чув­ство любви к ним у детей сочеталось с глубоким уважени­ем и доверием. Нельзя завоевать доверие ребенка ласками, подарками, выполнением всех его просьб и капризов. Надо быть требовательным, следить, чтобы все указания, пору­чения и задания дети выполняли, так как это их дисципли­нирует. Вместе с тем нельзя забывать, что каждый ребенок, даже малыш,— это развивающаяся личность. Естест­венно, что дети по всем возникающим вопросам обращают­ся к родителям, к старшим в семье. В следующий раз за

ответом ребенок направится прежде всего к ним же. Окрики: «Не приставай!», «Не мешай!» — грубое проявление неува­жения к ребенку, ведут к печальным результатам: возника­ет отчужденность между родителями и детьми, теряется уважение к старшим.

Детей надо внимательно выслушать, дать ответ, разъ­яснить им спокойно и убедительно, почему следует посту­пить так, а не иначе. Требовательность к детям необходи­мо сочетать со справедливостью, учитывать склонности, стремления ребят, особенности их характера, обращать внимание на их настроение: радоваться вместе с ними и утешать в детском горе. Из уважения к детям нельзя прибегать к телесным наказаниям.

Отношения в семье должны строиться на основе взаим­ного уважения, доверия и дружбы между детьми и роди­телями. В крепкой семье не только дети, но и девушки, юноши, подростки по привычке, не стесняясь, будут обра­щаться к родителям за разъяснением возникших у них во­просов, включая и интимные вопросы полового характера.

К сожалению, такие взаимоотношения наблюдаются редко. По данным литературы, только 7% мальчиков и де­вочек впервые получили сведения о половой жизни от ро­дителей и 16,8% —в школе; остальные (более 75%) были осведомлены по вопросам половой жизни из самых разно­образных, случайных источников. Эти данные подтвержда­ют необходимость дружбы и доверия, более простых и ис­кренних взаимоотношений между родителями и детьми, девушками, юношами. Так, вопросы полового воспитания переплетаются с положениями общего воспитания ребенка, девушки и юноши.

В условиях советской действительности молодые люди получают широкие возможности для всестороннего разви­тия своей личности, духовных и нравственных качеств.

Любовь и преданность Родине, честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, нравственная чистоплотность — вот те качества, которые необходимо повседневно прививать юношам и девушкам.

Девушки должны сохранять и развивать в себе чувство девичьей чести, гордости. От юношей они вправе требовать не только дружеского и товарищеского отношения, но и глубокого уважения к себе.

Иногда юноша, который нравился девушке, начинает упорно настаивать на близости. Если молодой человек действительно любит и уважает девушку, то, получив ре­шительный отказ, он может почувствовать только большее уважение к ней.

Мальчикам, подросткам, юношам надо прививать со­знание мужского достоинства, глубокого уважения к де­вушке и женщине.

Воспитание у мальчиков и юношей уважения к девоч­кам и женщинам надо проводить систематически, при каж­дой представившейся возможности. Уже с малых лет нуж- не приучать мальчиков, чтобы они уступали дорогу и место не только старшим, но и всем девочкам. Во многих шко­лах и в некоторых детских садах установлен порядок, по которому в комнату мальчики сначала пропускают всех девочек, а затем входят сами.

Прекрасным примером уважения к женщине может служить помощь отца и других членов семьи (например,, братьев) жене, матери в домашней работе. Наиболее тя­желые работы по дому должны выполнять мужчины. К участию в помощи женщинам надо привлекать не толь­ко девочек, но и мальчиков. К сожалению, в некоторых семьях и в настоящее время почти всю домашнюю работу делают женщины. Воспитание человека — члена комму­нистического общества — предполагает не только широкую образованность, общественную активность, но и всесторон­нее развитие чувств.

Надо учить детей оберегать красоту природы: не топ­тать зеленую траву, не ломать кустов, молодых деревьев. Ведь природа — богатейший источник, родник любви и преданности родной земле. Следует также обращать вни­мание детей на архитектуру зданий, памятники, на тексты памятных досок на домах, на убранство улиц в празднич­ные дни, на красоту и веселье народа, вышедшего на де­монстрацию. Не подлежит сомнению, что добрые чувствагусвоенные с раннего детства под влиянием родной приро­ды, литературы и искусства, проявятся, скажутся в даль­нейшем на отношении девушки и юноши к добру и злу, к: правде, справедливости, любви, дружбе и в целом на их мировоззрении и поведении.

Необходимо всесторонне развивать детей и молодежь^ прививать им общепринятые правила культуры поведения; ведь отношение человека к людям, к труду выявляет его внутренние моральные качества, его нравственное миро­воззрение.

В последние годы можно видеть, как девушки и юноша идут по улице обнявшись, нередко тут же целуются. Возможно, что молодые люди любят друг друга. Но разве до­пустима такая несдержанность, чтобы свое взаимное, свя­тое, интимное чувство проявлять при посторонних людях. Оба они теряют собственное человеческое достоинство, взаимно оскорбляют и чувства девичьей чести, стыдливости и сдержанности, и мужского уважения к женщине. Если же ими владеет не любовь, а инстинкт, то тем хуже; он отдаляет их от человека и приближает к животному.

Не надо забывать, что свидетелями таких сцен являются и дети, в том числе и школьного возраста. Когда кто-ни­будь в присутствии взрослых и детей сквернословит, это рассматривается как хулиганство; но объятия и поцелуи в присутствии детей на улице, пляже или в вагонах город­ского транспорта ведь такое же зло, скверный, недопусти­мый пример для детей, обычно склонных к подражанию. И общественность уже проявляет нетерпимость к таким явлениям. Нам пришлось быть свидетелями подобной сце­ны в вагоне трамвая; она вызвала единодушное возмуще­ние публики: молодых людей так пристыдили, что они бы- ди вынуждены выйти из вагона на следующей остановке.

С малых лет детей нужно приучать к вежливости. Во взаимоотношениях с людьми она должна носить не внеш­ний, чисто формальный характер, а выражать естествен­ные требования человеческих отношений. Вежливым нуж­но быть не только дома со своими близкими, но и на улице, в гостях, в школе, на танцплощадке.

Уступить место беременной, женщине с детьми или по­жилому человеку, помочь нести тяжесть слабосильному — все это должно стать нормой поведения для молодежи.

Уже с малых лет необходимо прививать детям внешние формы культуры поведения в семье, в обществе, учить их соблюдать правила хорошего тона, включающие умение просто, естественно держаться, корректно и вежливо вести себя в обществе и дома. Правила хорошего тона очень по­лезны: они сдерживают угловатые движения, дисциплини­руют человека, воспитывают в нем волю, уважение к окружающим.

Детей следует приучать к скромности. В некоторых семьях родители особое внимание уделяют тому, чтобы де­ти были нарядно одеты; им покупают предметы роскоши даже при ограниченных материальных возможностях. Это­го делать не следует. Надо решительно отклонить просьбу ребенка купить ему тот или иной предмет, в котором нет необходимости, но разъяснить, почему это делается. Детей следует научить понимать, что их просьбы, стремления и действия должны соответствовать не только их личным желаниям, но также интересам семьи, коллектива, об­щества. В дальнейшем это приведет к усвоению опреде­ленного положения о подчинении личных интересов обще­ственным.

Старейший советский педагог, член-корреспондент Ака­демии педагогических наук СССР В. А. Сухомлинский на первый план выдвигает положение о воспитании чувств. Он считает необходимым уже «с первого класса и система­тически в дальнейшем так влиять на детей, чтобы они с детства не только могли распознавать душевное состояние другого человека (его радости, тревогу, горе), но и умели отзываться на эти чувства мыслями, поступками, делом;, в результате дети будут лучше видеть себя самих. Чест­ность перед самим собой — важнейшая нравственная чер­та, которую надо воспитывать в детстве».

К сожалению, сами родители нередко показывают де­тям примеры нарушения как моральных правил взаимоот­ношения между людьми, так и культуры поведения. Обман,, двуличие, нарушение в присутствии детей элементарных норм поведения, отсутствие такта со стороны родителей или старших в семье ведут к тому, что дети перестают до­верять родителям, становятся неискренними, лживыми. Весьма отрицательно на воспитание и поведение детей и молодежи влияют неполадки в семье. Ссоры между роди­телями, грубые, бранные слова, особенно злоупотребление алкогольными напитками, пьянство отца — крайне плохой пример для детей и молодежи. Это ведет не только к раз­ладу и разрушению семьи, но и к пьянству и преступности среди детей.

Недопустимо давать детям спиртные напитки, посы­лать их за вином и водкой; не следует приглашать юно­шей и девушек в компанию взрослых, если предпола­гается выпивка. В присутствии детей надо быть сдержан­ным, вежливым, соблюдать правила внутренней и внешней культуры поведения.

Общепринятым является требование оберегать детей от дурного влияния двора, улицы. Однако, если дворы озеле­нить, организовать в них детские уголки и спортивные пло­щадки, создать условия для культурных (шашки, шахма­ты) и развлекательных игр, а также выделить из среды населения умелых руководителей для работы кружков,, они смогут благоприятно влиять на подростков.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top