Дyxхристианского благочестия требует, чтобы христианин, соединяясь со Христом живой верой и общением в спасительных Таинствах Православной Христианской Церкви, во всех делах своих выражал любовь к Богу и ближним, по учению Господа Спа­сителя: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею. И возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 30—31).

Никакой вопрос для человека не представляет такой важности, как следующий: в чем состоит ис­тинное предназначение человека, данное ему Богом? Этим должно определяться каждое свободное его действие, и от достижения конечной цели зависит как внутреннее достоинство человека, так и его бла­женство. Кто счастливо достигает главной цели сво­его земного бытия, тот все имеет, а кто от нее укло­няется, тот все теряет.

Каждый ваятель прежде всего делает себе эскиз предполагаемого произведения. Так должен посту­пать и каждый достойный своего имени воспитатель. Сначала ему надо приобрести истинное понятие о том, каким должен быть совершенный человек, а по­том уже пусть он рассматривает, каким человек яв­ляется на самом деле. Если мы представим человека в том виде, как он был задуман, то увидим, какое он превосходное создание вечной премудрости и любви Божией!

Адам, согрешив, утратил праведность и свя­тость, какими Бог украсил его, его тело и душа под­верглись повреждению, и на него произнесен суд: Ты земля, и в землю отойдешь (Быт. 3, 19).

Грех Адама и его вредные последствия преемст­венно переходят на всех людей; как потомки Адама, мы все по природе чада гнева, подверженные мно­гим трудам и скорбям, и, наконец, смерти. Хотя че­ловек и теперь еще имеет многие и различные спо­собности, но их первоначальное согласие разрушено: ибо плоть желает противного духу, а дух — про­тивного плоти (Гал. 3, 17).

Из предложенных выше понятий о назначении человека и его настоящем состоянии можно соста­вить правильное понятие о воспитании. Воспитание есть приведение человека к тому, чем он должен быть согласно своему предназначению.

Человек сотворен по образу Божию, и его назна­чение состоит в том, чтобы в продолжение настоя­щей жизни искал он всегда большего уподобления Богу через подражание Его Божественным совер­шенствам, а в будущей — навеки соединился с Ним, как Источником жизни и блаженства. Эту цель все­гда должно иметь в виду при воспитании. Сообраз­но с ней должно возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, как начальные следствия нашего отпадения от Бога, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать.

Воспитывать надо в духе христианского благо­честия.

Воспитывать — значит не только пробуждать в ребенке дремлющие способности и давать им то или другое направление, но и выводить воспитанника из состояния повреждения природы и в результате до­вести его до того, чтобы он самостоятельно мог до­стигнуть своего истинного назначения, временного и вечного. Как член гражданского общества, он дол­жен возрастать для общественной деятельности, к которой Бог призывает его, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды.

Воспитывать может, собственно, только святая любовь, возбуждаемая и питаемая тем Духом, Кото­рый в начале носился над водою (Быт. 1, 2), и Ко­торый там, где приготовляет Себе благовременные орудия, во всех действует, разделяя каждому осо­бо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11). Хотя и челове­ческого искусства достаточно для того, чтобы про­будить в ребенке как телесные, так и духовные силы сообразно с природой и сообщить им определенное, только естественное направление. И мы знаем, как много сделано в этом отношении не только в новей­шее время, но и в древности. Однако же если гово­рить об истинном воспитании, то сами мы можем только сажать и поливать, а взращивает один Бог (1 Кор. 3, 6).

Как конечное назначение людей, так и способ­ности их, по крайней мере в главном, одинаковы, а поэтому подлежат и одинаковым законам образова­ния. Если мы представим себе общие правила воспи­тания и приведем их в порядок, так что все частные правила будут выведены из одного начала и приве­дены в стройное и связное целое, то составится на­ука воспитания.

Воспитание необходимо для того, чтобы человек мог удобнее достигать доступного ему совершенст­ва. В этом убеждает нас не только всеобщее наблю­дение как за каждым человеком, так и за целыми на­родами, но и само существо дела. Если оставить способности ребенка без надлежащего возбуждения и руководства, то они или не разовьются, или под­вергнутся повреждению; а если в основу воспитания будут положены ложные начала, то дети получат превратное образование, и вред от этого часто быва­ет неисцелимый.

Наставнику нужно не только возбуждать спо­собности ребенка и приводить их в согласие с вре­менным и вечным назначением человека, но и обога­щать сам ум воспитанника различными познаниями. Ему надо быть вместе и воспитателем, и учителем. Поэтому наука воспитания разделяется на две час­ти, первую из которых мы назовем наукой воспита­ния, а другую — наукой обучения.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top